СИБСТРИН

Новосибирский государственный архитектурно-
строительный университет (Сибстрин)

[ Я выбираю Сибстрин (видео), Сибстрин. Портрет на фоне города (видео) ]

Мы в соцсетях:            

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
кандидата на должность ректора НГАСУ (Сибстрин)
Сколубовича Юрия Леонидовича

Девиз программы:
«Сибстрину  –  устойчивое  и  эффективное
развитие, сибстриновцам  –  достойную жизнь»

В настоящее время НГАСУ (Сибстрин) является одним из старейших профильных университетов страны и занимает достойное место среди лидеров отечественного образования в области строительства. В вузе действует система многоуровневого образования, реализуются все основные виды образовательных программ и услуг по соответствующим направлениям. Учебный процесс полностью соответствует государственным образовательным стандартам. Наряду с подготовкой бакалавров и инженеров-строителей, активно ведется обучение инженерных и научных кадров высшей квалификации: магистрантов, аспирантов и докторантов. Сегодня в Университете более 60% профессорско-преподавательского состава (ППС) имеет степень доктора или кандидата наук. Столь высококвалифицированный кадровый состав сотрудников Университета позволяет вести научные исследования как прикладного, так и фундаментального характера. В последние годы в Университете успешно ведутся исследования не только по прикладным направлениям, традиционно связанным с задачами строительного комплекса, но и по физике, механике, математике, экономике, философии и др.
Выпускники Университета в течение многих десятилетий востребованы в отрасли, а его преподаватели обладают высоким уровнем знаний в самых разных областях. Все это определяет высокую профессиональную репутацию Университета и его ярко выраженный позитивный имидж.

Вместе с тем в последние годы, в силу объективных и субъективных причин, сложился и ряд отрицательных факторов:

  • высокий средний возраст ППС;
  • низкая мотивация молодых ученых для работы в вузе;
  • снижение интереса к научной работе со стороны ППС;
  • значительный износ учебно-научной лабораторной базы;
  • сравнительно низкая средняя заработная плата сотрудников;
  • падение престижа преподавательской и научной деятельности;
  • проблемы с набором на первый курс, увеличение количества отчисляемых студентов, особенно на младших курсах.  

С другой стороны, в условиях реформирования высшего образования и перехода на новый уровень интеграции с мировым сообществом вуз должен стать инновационным университетом, оперативно реагирующим не только на конъюнктуру рынка, но и предвосхищающим будущие потребности экономики страны.

Все это требует корректировки и реализации комплексной программы развития Университета. Ее конечная цель – не только устранение указанных отрицательных факторов, но и создание условий для реализации успешного развития Университета, повышения его привлекательности для будущих абитуриентов и молодых специалистов, желающих работать в сфере науки и образования. Одновременно необходимо создать инвестиционную привлекательность НГАСУ (Сибстрин) для предприятий и организаций строительной индустрии, субъектов федерации и муниципалитетов региона, обеспечивающую многоканальность финансирования его деятельности. 

Основная цель программы – создание на базе НГАСУ (Сибстрин) многопрофильного научно-образовательного комплекса, удовлетворяющего требованиям современного инновационного университета, центра кадрового и научно-технического сопровождения модернизации строительной отрасли Сибирского федерального округа.

Для достижения указанной цели необходимо уже в ближайшие пять лет решить ряд принципиальных задач:

  • преобразовать НГАСУ (Сибстрин) в современный инновационный  университет;
  • укрепить кадровый потенциал Университета, создать условия для притока и закрепления молодых ученых;
  • обеспечить комфортные и достойные условия жизни и эффективной деятельности всего коллектива Университета;
  • модернизировать учебно-образовательный процесс в соответствии с современными принципами и требованиями.

По основным направлениям деятельности вуза предлагается следующее:

 


I. Наука и инновации

1.1. Провести реорганизацию научных исследований и сосредоточить усилия на наиболее актуальных и перспективных направлениях, создав для них благоприятные условия.

1.2. Разработать и внедрить программу поддержки и возрождения ведущих научных школ Университета, создания новых научных направлений и школ, соответствующих современным требованиям.

1.3. Продолжать развитие сложившихся в последние годы инновационных подразделений, способствующих как коммерциализации разработок ученых Университета, так и привлечению студентов, магистрантов и аспирантов к активной творческой и научной деятельности. Всемерно поддерживать молодежные инициативы в области науки и инноваций, создать бизнес-инкубатор в кооперации с другими техническими вузами города. Это позволит с одной стороны активизировать процессы межвузовской интеграции, с другой, привлечь в наш вуз наиболее одаренную, готовую к научным исследованиям молодежь.

1.4. Создать совместно с ведущими строительными организациями региона проектные и производственные структуры, обеспечивающие дополнительные рабочие места студентам и молодым ученым вуза. Утроить объем хоздоговорных работ и довести его до 100 млн. рублей в год за счет привлечения к коммерческим прикладным исследованиям дополнительно до 150 сотрудников вуза и до 100 студентов и аспирантов. Это обеспечит прирост средней заработной платы на 30%.

1.5. Повысить активность участия ППС в различных конкурсах, включая программы Минобрнауки РФ, гранты РФФИ, РГНФ, Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска и др. – за счёт этого поддерживать объем бюджетного финансирования научных исследований на уровне 12–15 млн. рублей в год.

 

II. Учебная и научно-методическая работа

2.1. Обеспечить соответствие содержания реализуемых вузом образовательных программ современным требованиям, их конкурентоспособность и возможность сертификации в международных аккредитационных структурах. Изучить и внедрить интернациональные образовательные стандарты, придать инновационный дух процессу обучения (формировать у студентов психологию и навыки инноватора), использовать апробированные в ведущих отечественных и зарубежных Университетах образовательные технологии.

2.2. Усилить фундаментальную подготовку студентов, активно внедрять в учебный процесс результаты фундаментальных и прикладных исследований, а на специальных кафедрах – современных достижений отечественной и зарубежной строительной индустрии. 

2.3. Разработать комплекс мероприятий, повышающих абсолютную и качественную успеваемость студентов и сокращающих число их отчислений. В частности, повысить качество лекционных курсов, привлекая к их разработке и чтению ведущих научно-педагогических сотрудников, докторов и кандидатов наук, а также высококвалифицированных специалистов с производства. Расширять практику обучения студентов по индивидуальным планам (в первую очередь заинтересованных в занятиях научными исследованиями; успешно совмещающих учёбу с работой по профилю будущей специальности; обучающихся по целевым договорам с предприятиями и организациями).

2.4. Важным направлением является формирование, с участием университета в качестве базового центра, региональной системы послевузовской профессиональной подготовки выпускников с учетом запросов их работодателей. С этой целью наладить тесное сотрудничество с профессиональными объединениями (саморегулируемыми организациями, Союзом строителей России и т.д.) с перспективой перехода к процедуре инженерной аккредитации выпускников-бакалавров.

2.5. Обеспечить максимально комфортные условия для обучения студентов и слушателей. С целью осуществления современного учебного процесса создать соответствующую материально-техническую базу, включая аудитории, оснащенные мультимедийной техникой, современные учебные лаборатории, тренажеры и т.п. Создать зоны для общения, отдыха и самоподготовки студентов с открытым доступом к Интернет-ресурсам.
2.6. Изучить и постоянно внедрять опыт ведущих отраслевых вузов мира, включая опыт использования современных технологий преподавания. В частности, активно использовать методы дистанционного обучения, развивать навыки самостоятельной работы, включая освоение нового материала и решение нестандартных задач. Это требует развития исследовательских навыков, в связи с чем, нужно расширять практику выполнения индивидуальных заданий с элементами научных исследований и задач повышенной сложности.

2.7. Создать необходимую для осуществления современного образовательного процесса учебно-методическую базу, включая разработку электронных учебников, современных учебных пособий, библиотеку интерактивных курсов дисциплин,  видеозаписей лекций, лабораторных (в том числе виртуальных компьютерных) работ, что создаст благоприятные условия для самостоятельной работы студентов, и, тем самым, сократит количество неуспевающих и отчисляемых учащихся.

2.8. Обеспечить качественное довузовское образование части абитуриентов, для чего следует создать на базе вуза инженерную школу (по типу физико-математических школ). Кроме того, необходимо предусмотреть систему непрерывного образования: школа (лицей) – техникум (колледж) – университет. Для этого руководству вуза предстоит более активно работать с администрацией области, мэрии, руководителями средних учебных заведений, Минобрнаукой РФ.

2.9. Расширять и развивать систему контроля качества образования, внедрять новые формы мотивации ППС и студентов Университета, обеспечивающие повышение качества работы и учебы.

2.10. Усилить институт кураторства студентов, повысив статус кураторов, их права и возможности в вопросах отстаивания интересов студентов.

2.11. Важным вопросом современного образования является воспитание  здорового и нравственно зрелого выпускника. В связи с этим необходимо продолжать и расширять поддержку студенческого спорта, самодеятельности, других форм активизации жизни молодежи.

 

III. Развитие кадрового потенциала НГАСУ (Сибстрин)


3.1. Довести долю преподавателей, имеющих степень доктора или кандидата наук, до 70 %. Появление новой группы ППС высшей квалификации, докторов и кандидатов наук, позволит вывести учебный процесс на качественно новый уровень и создаст предпосылки для существенного увеличения объема проводимых исследований всех категорий – фундаментальных, поисковых и прикладных. Одновременно это позволит укрепить административный состав вуза высококвалифицированными инициативными специалистами и создать демократичную и эффективно действующую систему управления Университетом.

3.2. Опираясь на научные школы Университета создать мощный слой преподавателей докторов и кандидатов наук в возрасте 35–45 лет. Для этого необходимо оказать максимальную помощь в завершении диссертационных работ молодыми исследователями вуза и привлечь активных ученых из других вузов и научных учреждений. Это будет надежной основой дальнейшего развития Университета и позволит снизить средний возраст его преподавателей до 45–50 лет.

3.3. Оптимизировать учебную нагрузку преподавателя и создать комфортные условия для активных занятий научной и научно-методической работой.

3.4. Повысить качество набора на первый курс в Университет, что является залогом не только повышения успеваемости студентов, но и главное – качества выпускаемого молодого специалиста. Одновременно это позволит довести контингент магистрантов до 100 человек, аспирантов – до 200 человек.

3.5. Максимально расширить практику постоянного повышения квалификации ППС и проведения различных тренингов. 

3.6. Реорганизовать работу магистратуры, рассматривая ее как важнейший этап подготовки ППС для выпускающих кафедр Университета. Магистратура должна стать основой для подготовки к поступлению в аспирантуру. Руководить подготовкой магистерских диссертаций должны лишь преподаватели высшей квалификации (доктора и кандидаты наук), готовые в последующем взять выпускников к себе в аспирантуру.

 

IV. Структура Университета и управление им


4.1. Привести структуру Университета в соответствие с условиями перехода на многоуровневую систему обучения. Она должна адекватно отражать схему подготовки специалистов, в том числе высшей квалификации, докторов и кандидатов наук, магистров.

4.2. Усилить демократические принципы управления вузом. Сделать процесс выработки всех решений гласным и прозрачным. При этом следует оптимизировать структуру управления Университета и функций подразделений. Каждое из направлений деятельности должно быть подвергнуто тщательному аудиту, по результатам которого будет разработана и предложена новая структура управления.

4.3. Повысить роль ученого совета в решении принципиальных вопросов развития Университета, в том числе стратегических. Рассмотрение ряда тактических вопросов следует частично делегировать профильным советам (научно-техническому, учебно-методическому и др.), а также сделать их предметом ответственности советов факультетов. Это повысит авторитет и значимость факультетов и деканов, в частности. Деканы должны в полной мере использовать свои полномочия и быть ответственны за решение всего комплекса проблем факультета и входящих в него кафедр, включая организацию научных исследований и инноваций, комплектование кафедр, материальное поощрение и стимулирование сотрудников и т.д.  

4.4. Особо следует развивать основное структурное подразделение Университета – кафедры. От уровня кафедры зависит как качество образования, так и результативность научно-исследовательской деятельности вуза. В связи с этим  необходимо разработать и внедрить рейтинговую систему оценки работы всех кафедр Университета по всем направлениям их деятельности. При этом поощрения лучших кафедр должны быть ощутимыми и значимыми как для членов кафедры, так и для ее руководителя.

4.5. Расширить формы студенческого самоуправления, возродить работу студенческих советов. Эти формы должны активно использоваться в системе управления Университетом. Наряду с этим предусмотреть создание новых и развитие деятельности существующих клубов (клуб выпускников, Интерклуб, клубы по интересам и т.п.).

4.6. Важным аспектом современной системы управления вузом является внедрение информационных технологий. Следует активнее использовать телекоммуникационную связь, Интернет для организации совещаний, конференций и т.д.

4.7. Сделать заметной роль попечительского совета, который может и должен принимать участие в выработке стратегии развития Университета, требований к выпускникам, адаптации учебных программ к современным условиям работы, создании фонда для оплаты работы в Университете ведущих отечественных и зарубежных специалистов, продвижении на рынок разработок и услуг, выполняемых ППС. 

 

V. Решение социальных проблем сотрудников и студентов

5.1. Увеличить реальную зарплату преподавателей на 30–50 % в течение ближайших двух лет. Не допускать большого разрыва в оплате администрации Университета и ППС. Одновременно необходимо разработать и внедрить систему морального поощрения сотрудников Университета и лучших студентов, магистрантов и аспирантов.

5.2. Особое внимание уделить поддержке молодым ассистентам и преподавателям, повысив их заработную плату в 2–2,5 раза.

5.3. Основным капиталом Университета являются люди, работающие и получающие в нем образование. Считаю неразумным разбрасываться интеллектуальным потенциалом, накапливаемым годами. Сокращение студентов неизбежно ведет к сокращению ставок и соответственно преподавателей. Сокращение уже коснулось многих ветеранов, проработавших в вузе не один десяток лет. Они достаточно отдали вузу сил, чтобы вуз взял часть забот о них на себя. Эти люди могли бы быть полезны при консультировании студентов, в помощи заведующим кафедрами, участием в экспертных работах и т.д. Мы должны взять на себя обязательства по обеспечению их достойной жизни.

5.4. Следует возобновить практику ремонта и оснащения именных аудиторий и лабораторий. При этом, на мой взгляд, необходимо увековечить имена таких прославленных ученых как Крячков А.Д., Бирюлев В.В., Ащепков Е.А., Книгина Г.И. и др. Мы никак не демонстрируем нашу богатую историю, наших известных профессоров. Это надо в первую очередь студентам, чтобы они знали историю и гордились нашим вузом. История вуза – это одно из его богатств.

5.5. Разработать программу по закреплению в вузе молодых сотрудников. Она должна предусматривать ряд направлений – от различных грантов, до улучшения социально бытовых условий жизни и работы. Для этого необходимо решить вопрос с жильем, предоставить возможности дополнительных заработков, создать комфортные условия работы. Для решения жилищного вопроса следует предусмотреть строительство малосемейного общежития для аспирантов, а также участие Университета в программе создания межвузовского городского студенческого кампуса. В строительстве такого общежития могли бы принять участие и другие вузы, а также строительные организации. Кроме того, следует предусмотреть компенсацию затрат по найму жилья сотрудниками Университета.

5.6. Создание корпоративного духа коллектива - долгий и не простой процесс. В этой связи стоит заметить, что в последнее время коллектив практически перестал отмечать совместно праздники. Думаю, что следует возродить традиции отмечать Новый год, 8 марта и другие праздники всем коллективом. Жизнь заключается не только в работе, но и в полноценном отдыхе.

5.7. Предпринять все меры для организации более качественного и дешевого питания, необходимо пустить в эксплуатацию в следующем году столовую. Оборудовать на достойном уровне места общего пользования, коридоры и зоны отдыха.

5.8. Считать одной из важнейших задач заботу об укреплении здоровья ППС и учащихся, используя возможности санаторно-курортного лечения, отдыха на базах Университета, организацию массовой спортивно-оздоровительной работы и т.д.
Социальная политика руководства Университета должна быть направлена на создание такой обстановки в вузе, когда каждый преподаватель и сотрудник чувствует себя защищенным, способным получить материальную и моральную поддержку в любой жизненной ситуации, не остаться один на один со своими проблемами.

 

Пути и средства реализации программы

Важнейшей составляющей данной программы является определение конкретных источников средств ее реализации и достижения контрольных показателей. В данном разделе предлагается ряд конкретных мероприятий, которые и определяют их. 

1. Для реализации поставленных задач ректору вуза необходимо сформировать команду единомышленников, добиться понимания и осознания всем коллективом вуза необходимости преобразований. Следует организовывать публичные обсуждения всех насущных вопросов жизнедеятельности университета (интернет-конференции, публикации и др.), предусмотреть не менее 2 раз в год встречи ректора с коллективом сотрудников и студентами.

2. Повысить активность и эффективность участия сотрудников вуза в конкурсах различного уровня за счет оказания всемерной помощи и обучения технологиям конкурсных процедур как ведущих ученых вуза, так и молодых исследователей. Ректорату, во главе с ректором, предстоит активизировать работу с организаторами конкурсов по формированию тематик и выявлению критериев оценки представленных работ, их участию в семинарах и т.п.

3. За счет расширения перечня направлений подготовки студентов, в том числе подготовки бакалавров и магистров для МЧС, ТСЖ и управляющих компаний, менеджеров для различных отраслей и т.д. довести число студентов, обучающихся на договорной основе до 40–50% от числа обучающихся на бюджете.

4. Путем повышения уровня и расширения спектра оказываемых образовательных услуг, развития сферы дополнительного образования различного уровня и направлений увеличить в 2–3 раза число слушателей курсов профессиональной переподготовки.

5. С целью качественной подготовки абитуриентов и привлечения их в Университет организовать специализированную инженерную школу по модели существующих в стране физико-математических школ, активизировать систему олимпиадного отбора абитуриентов в Сибирском федеральном округе и в республике Казахстан.

6. Для повышения успеваемости студентов и предоставления возможности продолжения трудовой деятельности ветеранам, а также дополнительного заработка аспирантам и молодым ученым, создать консультационный центр.

7. Обеспечить снижение аудиторной нагрузки на преподавателя, а также дать дополнительный доход сотрудникам за счет внедрения новых форм образовательных услуг, расширения использования в образовательном процессе новых информационных технологий, развития дистанционного образования. Это позволит сократить затраты и повысить производительность работы как в удаленных филиалах, так и в Университете. Современное качество дистанционного образования во многом зависит от качества создаваемых учебно-дидактических материалов, поэтому к этой работе будут привлечены как опытные, так и молодые сотрудники вуза.

8. Для организации повышения квалификации ППС и проведения всевозможных тренингов следует реорганизовать имеющийся в Университете Центр подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей, обеспечить привлечение к работе в нем не менее 30% высококвалифицированных сотрудников вуза.

9. Провести тщательный аудит имеющихся ресурсов и их расходования, ввести режим экономии средств, избавится от излишних затрат. Повысить эффективность работы служб и подразделений, обеспечивающих жизнедеятельность вуза, за счет их оптимизации.

10. С целью реализации непрерывного образования осуществить интеграцию вуза с профильными средними учебными заведениями, а также с учреждениями начального профессионального образования. В связи с этим руководство вуза должно активно работать с соответствующими организациями и службами на различных уровнях.

11. Для активизации исследовательских навыков студентов и максимального приближения учебного процесса к требованиям сегодняшнего дня создать на каждой кафедре вуза систему привлечения студентов к научным исследованиям, в том числе в научных кружках. Руководству вуза необходимо провести работу с руководителями ведущих предприятий отрасли, НИИ с целью создания активно работающих филиалов каждой из выпускающих кафедр.

12. Руководство вуза должно радикально усилить взаимодействие с правительством области и его профильными министерствами, мэрией города, Представительством президента РФ, Советами депутатов, МА «Сибирское соглашение», профессиональными объединениями по установлению партнёрских отношений на основе перспективных и оперативных программ в области строительства и коммунального хозяйства. При этом университет должен стать их основным партнёром в решении актуальных задач отрасли. Необходимо добиваться для НГАСУ (Сибстрин) статуса экспертного центра регионального уровня в сфере строительства и стройиндустрии.  

13. С целью ускорения адаптации учебного процесса к современным условиям обеспечить широкое использование интеграционных программ в рамках Ассоциации строительных вузов России, а также более активную работу с Союзом строителей России, Российской академией архитектуры и строительных наук и т.п.

14. Добиться тесной интеграции Университета с институтами СО РАН, как при выполнении различных научных исследований, так и для проведения учебного процесса. В частности, следует создать экспериментальные базы коллективного пользования различного назначения.

15. За счет создания благоприятного климата взаимодействия с предприятиями малого бизнеса следует увеличить число работающих под патронажем и с участием НГАСУ (Сибстрин) малых предприятий (инновационных центров, проектного института и др.). Это даст возможность дополнительных заработков ППС, в том числе молодым сотрудникам, а также аспирантам и студентам Университета.

16. Для создания благоприятных условий проведения научных исследований и участия в них молодежи, аспирантов, докторантов  необходимо всемерно расширить практику привлечения к работе в Университете ведущих ученых СО РАН, других вузов и отраслевых организаций. Важным направлением является создание совместно с другими вузами и научными организациями научно-образовательных комплексов различной направленности.

17. Требуется пересмотреть систему материального стимулирования руководителей диссертационных работ и молодых ученых, успешно защитивших диссертации, существенно повысить размер выплат.

18. Принять меры по укреплению существующих и организации новых диссертационных советов.

19. Значительный ресурс данной программы состоит в развитии международного сотрудничества. За счет средств международных и российских грантов и конкурсов, взаимовыгодных договоров и т.п. предусмотреть:

- совместное проведение научных исследований с международными организациями, научными сотрудниками и коллективами ведущих зарубежных университетов и организаций;

- организацию стажировок и обучения сотрудников нашего Университета в родственных зарубежных университетах; обмена студентами для проведения различных практик, совместных научных конференций и семинаров, лекционными курсами;

- активизацию работы по привлечению иностранных студентов и аспирантов для обучения в Университете;

- организацию совместно с ведущими иностранными фирмами центров по обучению российских специалистов работе на современном оборудовании, с программными продуктами и т.п.

Для этого необходимо усилить языковую подготовку студентов, аспирантов и сотрудников Университета.

 

Выполнение представленной программы позволит:

- сохранить преемственность традиций качественной подготовки специалистов-сибстриновцев, активизировать развитие существующих и создание новых научно-педагогических школ, укрепить интеллектуальный и кадровый потенциал Университета;

- обеспечить комфортные условия для жизни и работы сотрудникам Университета, стабильное материально-техническое и социально-экономическое развитие вуза;

- завоевать позиции ведущего инновационного строительного университета в российском высшем профессиональном образовании.

Представленная Программа предполагает развитие всех направлений жизни Университета, но при этом очевидно, что достичь высокого уровня современного инновационного вуза, его благополучия и процветания можно только совместными активными творческими усилиями всего коллектива – от студента до профессора, от лаборанта до ректора.