Аспирантка Сибстрина проходит стажировку в Германии по программе DAAD

Продолжаем рассказывать о студентах и аспирантах НГАСУ (Сибстрин), проходящих обучение или стажирующихся за рубежом.

Будучи аспиранткой кафедры Прикладной математики, Светлана Вальгер выиграла грант совместной программы Минобрнауки РФ и германской службы академических обменов DAAD «Михаил Ломоносов» на 6-месячную стажировку в институте аэрогазодинамики Штутгартского университета (г. Штутгарт, Германия), цель которой – совместные исследования с немецкими коллегами. Научным руководителем Светланы является профессор кафедры ПМ НГАСУ (Сибстрин) Наталья Николаевна Федорова, научным консультантом и куратором в Штутгартском университете – доктор Торстен Лутц, руководитель рабочей группы института аэрогазодинамики по направлению «Ветровая энергетика».
В данный момент Светлана Вальгер является младшим научным сотрудником научно-образовательного центра компьютерного моделирования «CADFEM-Сибстрин» (в октябре 2014 года она окончила аспирантуру). Сейчас девушка живет и работает в кампусе Штутгартского университета, где с 1 октября 2014 года началась ее стажировка по стипендии DAAD, и параллельно занимается подготовкой диссертации.

Светлана согласилась ответить на наши вопросы, касающиеся ее пребывания в немецком вузе.


Сложно было получить грант? Какие советы из личного опыта вы бы дали студентам и аспирантам Сибстрина, желающим учится и стажироваться за границей?

В данном случае правильнее будет оценивать, насколько полученный результат соизмерим с затраченными на подготовку заявки усилиями. Для меня потенциальный результат в виде стажировки был очень сильной мотивацией, поэтому подготовка заявки не казалась сложной.
Советов будет несколько. Во-первых, прежде, чем подавать заявку на какую-либо заграничную стажировку, надо очень четко представлять, что вы хотите от этой поездки, где бы вы хотели стажироваться и какие навыки желаете приобрести в результате. На этом этапе уже сразу станет понятно, какие программы (летние языковые школы, гранты на обучение в университете, исследовательские стажировки) вам подходят, а какие – нет. 
По поводу подготовки самой заявки, у меня не очень больший опыт, поэтому могу лишь рассказать в общих чертах о тех критериях, по которым отбирались заявки на мою стажировку DAAD. Об этих критериях нам рассказал руководитель DAAD по направлению Россия/Белоруссия г-н Томас Праль на встрече стипендиатов в Бонне. Заявки обычно проходят два этапа отбора. Первый – формальное соответствие требованиям гранта. Если в заявке не будет нужного пакета документов или указаны неверные сроки стажировки, то дальше она, скорее всего, не пройдет, даже если вы написали идеальное мотивационное письмо и у вас только положительные рекомендации от профессоров. Так что лучше сразу подойти к процессу оформления скрупулезно и очень внимательно читать все требования гранта.
Второй этап – оценка содержания заявки и мотивационного письма. В мотивационном письме очень просто и грамотно должна быть изложена суть: зачем вам нужна эта стажировка и почему вы не можете ту же самую работу выполнять в своем университете в России (например, вам нужно определенное оборудование, которое вы можете найти только в иностранной лаборатории и т.д.). Чем обоснованнее ваше желание стажироваться, тем больше шансов выиграть.
Ну и, конечно, не стоит забывать, что выиграть грант на стажировку часто проще, чем эту стажировку пройти. Приезжая в другую страну необходимо уважать то общество, в котором ты будешь находиться, а для этого нужно приемлемое знание языка, знания о законах и общепринятых правилах жизни в этой стране. На мой взгляд, учиться или работать в другой стране, в другом обществе – большая ответственность.
 

Какое у вас впечатление от Штутгартского университета, от кампуса, от студентов и преподавателей?

Штутгартский университет – один из крупнейших образовательных и исследовательских центров в Германии, в его структуру входит 10 факультетов по направлениям архитектуры, инженерных наук, химии, информатики, аэрокосмической промышленности и т.д., а также исследовательские институты, лаборатории, испытательные центры и  центр высокопроизводительных вычислений. Учится здесь более 25 тысяч студентов, многие из которых – иностранные. Территориально университет разделен на несколько филиалов, я живу и работаю в кампусе университета, который расположен на некотором удалении от самого Штутгарта. Конечно, первое впечатление от кампуса было совершенно потрясающее – раньше я никогда не видела такого огромного, слаженного «организма», в котором многое действительно работает так, как было задумано изначально. Приведу один пример: при поступлении в университет студент получает электронный студенческий билет, который одновременно является и проездным в городском транспорте, и билетом для доступа в библиотеку и компьютерный  центр, и «электронным кошельком» для оплаты обедов в столовой, и даже средством оплаты времени пользования стиральной машиной. Получается, что студент, обладая всего лишь одной электронной карточкой, имеет доступ практически ко всем необходимым ему учреждениям и услугам. И таких вот рациональных идей там реализовано очень много, что в итоге минимизирует человеческий фактор и существенно экономит силы и время студентов, преподавателей и персонала. Что касается студентов и преподавателей, то я, к сожалению, не имею возможности посещать многие курсы, так как они читаются преимущественно на немецком языке, да и большую часть времени я работаю в институте, однако судя по тому, что мне удалось посетить, складывается очень положительное впечатление и об уровне квалификации, и о методах преподавания здешних педагогов.

 

Над чем вы работаете в Штутгартском университете? Что основное хотели бы отметить и перенять у своих зарубежных коллег, не свойственное российским?

Сейчас у меня есть несколько задач, которые были поставлены моим куратором, доктором Торстеном Лутцем, и руководителем, профессором Н.Н. Федоровой, они связаны с численным моделированием ветровых потоков в окрестности комплексов зданий, а также с исследованием влияния на состояние атмосферного пограничного слоя сложного рельефа местности. Задачи непростые и, безусловно, 6 месяцев – небольшой срок для их решения.
Мне не хочется сравнивать российских и зарубежных коллег в контексте «а вот это нашим не свойственно». И там, и у нас работают умные и талантливые люди, возможно, только условия у российских коллег более тяжелые. Я лучше скажу, что бы мне лично хотелось перенять у отдельных людей, которые служат мне здесь примером. Это умение грамотно организовывать процесс работы, высокий уровень самоорганизации. Вот к этому надо стремиться.
 

Сколько денег уходит на жизнь в Германии: оплата жилья, проезд, еда, одежда, путешествия, развлечения?

Я недавно задалась этим вопросом и составила себе небольшую смету. Вообще, самые большие и неизбежные траты для студента здесь связаны с оплатой жилья (в среднем около 300 евро за комнату в общежитии, отдельную, очень хорошую комнату), медицинской страховки (минимальная – 60-65 евро в месяц) и транспорта (около 2,7 евро за 1 поездку в среднем, с проездным – дешевле). Все остальные траты зависят от привычного уровня жизни, запросы у всех разные. Что мне очень нравится, так это возможность достаточно недорого путешествовать по Европе, студентам это действительно доступно: есть очень много недорогих автобусных маршрутов, различных бонусных транспортных карт и пр., иногда это практически бесплатно. Каждые выходные можно посещать новое место: 3 часа пути – и ты уже в знаменитом техническом музее Мюнхена, 2,5 часа пути – и уже гуляешь по очаровательным улочкам Страсбурга.
 

С какими сложностями в работе, общении и жизни в Германии вы столкнулись?

На первом месте, наверное, языковой барьер. Причем основные сложности возникают в общении на какие-то неформальные темы: ты, например, можешь объяснить результаты своего расчета, но не можешь поддержать разговор коллег о новой постановке какого-нибудь классического балета или о политике, не хватает словарного запаса. К тому же, не все жители Германии обязаны знать английский язык – в некоторых ситуациях без немецкого не обойтись, приходится вспоминать немецкие слова и объясняться.  В остальном сложностей нет, обычно люди быстро адаптируются к новым условиям. Для меня уже через пару недель город стал практически родным.
 

Какие планы у вас по окончании стажировки?

Основная цель моей стажировки – доработать свое диссертационное исследование. После возвращения домой подготовка диссертации и ее защита – это приоритетные планы. Однако, обращаясь в вольном изложении к словам г-на Томаса Праля, цель подобных стажировок – не только получение профессионального исследовательского опыта, но и анализ зарубежных подходов к образованию и развитию науки, в частности, для совершенствования отечественных технологий и подходов в этой сфере. Конечно, хотелось бы что-то сделать и в этом направлении.

Материал подготовлен РИЦ «PR-Сибстрин»; текст: Светлана Почивалина, фото: из личного архива Светланы Вальгер