Сибстрин в трудные военные годы (1941-1945) 

В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы начинаем серию публикаций о вкладе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) в Победу над фашисткой Германией и о сибстриновцах – непосредственных участниках боевых действий и тружениках тыла.

400 человек из числа преподавателей, сотрудников и студентов нашего вуза ушли на фронт. Сибстрин внес серьезный вклад в общую Победу – на поле битвы и в тылу, занимаясь разработками, способствующими повышению обороноспособности нашей страны, а после окончания войны – помогая возрождать Родину из пепелища.

Вашему вниманию представлена выдержка из монографии «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин). История и современность» (2004 г.). Монография посвященна прошлому, настоящему и будущему НГАСУ (Сибстрин), старейшего строительного вуза Сибири, одного из ведущих высших учебных заведений России по подготовке специалистов в области строительства и архитектуры.

Известие о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз коллектив НИСИ встретил при новом руководителе. В 1940 году директор В.Ф. Артемьев был переведен на работу в Москву, и его место занял Лука Олимпиевич Маслюков, возглавлявший вуз до февраля 1944 года. 

Л.О. Маслюков родился в 1903 г. в семье рабочего в небольшом городке Добрянка Черниговской области. После школы работал слесарем на Краматорском металлургическом заводе, каменщиком, десятником, техником стройконторы в Днепропетровске. В 1931 г. закончил Днепропетровский инженерно-строительный институт, вступил в партию. Через некоторое время защитил кандидатскую диссертацию, стал работать в родном вузе сначала ассистентом, потом и.о. доцента, затем начальником научно-исследовательской станции. 

Получив назначение на должность директора НИСИ, Лука Олимпиевич продолжал заниматься научной деятельностью, возглавив кафедру технологии строительного производства. Но в мирных условиях на новом месте ему пришлось проработать совсем недолго. В декабре 1940 г. новый руководитель приступил к исполнению директорских обязанностей, а уже через полгода ему пришлось встать во главе сложной и ответственной работы: перестраивать деятельность вуза в соответствии с требованиями военного времени. 

Институт начал укреплять и развивать военную кафедру еще накануне войны. В 1940 г. кафедра военных дисциплин была переименована в кафедру военного дела. В 1941 г. она была объединена с кафедрой физической подготовки и получила название кафедры военной и физической подготовки. Поменялись учебные программы. 1 сентября 1941 г. кафедра приступила к обучению студентов по программе вневойсковой подготовки, включавшей в себя местную противовоздушную оборону, противопожарную безопасность, санитарную, строевую и физическую подготовку. Наряду с программой вневойсковой подготовки начались занятия по программе военного Всеобуча. Помимо этого преподаватели военной кафедры обучали студентов, профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный состав методам ведения вой противовоздушной обороны института и студенческого городка. 

На следующий день после начала войны директор вуза получил распоряжение от руководства города о срочном освобождении учебного корпуса, передававшегося воинской части под размещение военного производства. Для нужд фронта пришлось передать и здание студенческого общежития. В нем должны были разместиться рабочие Ленинградского оптико-механического завода (впоследствии знаменитого ЛОМО), эвакуированного в Новосибирск. 

Институту предстояло в суточный срок освободить от оборудования 14 лабораторий, 18 кабинетов учебного корпуса и придумать, где хранить все учебное имущество, собиравшееся в течение почти 10 лет. Решение нашлось — часть оборудования и приборов вместили в себя подвалы учебного корпуса, для другой части студенты и в срочном порядке возводили временные дощатые склады, но кое-что из институтского имущества пришлось временно оставить под открытым небом. 

Для обучения студентов у института оставался лишь небольшой одноэтажный лабораторный корпус с дощатыми каркасно-засыпными пристройками и надстройками. В нем имелись 17 небольших помещений для проведения лекционных занятий и 6 кабинетов. Один из ветеранов института, бывший зав. кафедрой архитектуры гражданских зданий доцент Н.С. Кузьмин вспоминает о том, как приходилось на ходу приспосабливаться к новым условиям существования. В 1970 г. он писал в газете «Кадры стройкам»: «Учебная площадь лабораторного корпуса была остроумно увеличена путем быстрого устройства легкого деревянного перекрытия: одноэтажные залы в считанные дни превратились в двухэтажные». 

В 1941 г. при плане приема в 175 человек в институт было зачислено 99 абитуриентов. Студенты вспоминали, что к лабораторному корпусу, ставшему основным местом учебы, дорога шла через улицы деревенского вида с частными домами, окруженными палисадниками и огородами. До ближайшей трамвайной линии приходилось идти не менее 10 кварталов, а автобусного сообщения с этой частью города не существовало вовсе. 

В июне 1941 г. у выпускников шла напряженная работа над завершением дипломных проектов, но 22 июня все изменило. Участник Великой Отечественной войны, старший преподаватель НГАСУ А.С. Шефанов, окончивший институт в 1941 г., вспоминал: 

«Пришлось удвоить усилия для срочного завершения и защиты дипломных проектов. Были отменены все прежние назначения в строительные организации, не возникло и помыслов о проведении традиционного выпускного вечера. Все выпускники, годные к военной службе, были направлены в Военно-инженерную академию им. В. В. Куйбышева. Через 4 месяца напряженной учебы в академии бывшие студенты НИСИ стали командирами инженерных войск и были направлены в части и подразделения, сражающиеся с гитлеровскими полчищами, прежде всего на самый ответственный и решающий участок — оборону Москвы». 

На третий день войны НИСИ проводил на фронт первую группу сотрудников и студентов. В ее составе было 34 человека, в том числе В.А. Бедрин и М.А. Юдин. Вскоре ушли на фронт и многие другие сибстриновцы — преподаватели, студенты, рабочие и служащие. 

Н.С. Кузьмин вспоминал: «Часто после занятий группы студентов и преподавателей выстраивались перед входом в лабораторный корпус. Их было много — добровольцев, уходивших на фронт. Оставшиеся работали и учились с удвоенной силой, а в свободные часы проходили военную подготовку». 

Всего из стен НИСИ в армию было призвано 400 человек: 245 студентов, 36 преподавателей, 3 аспиранта, 116 других сотрудников и рабочих. Все они героически защищали Родину, а 106 из них погибли в борьбе с фашистскими захватчиками, умерли от ранений в госпиталях. Не вернулись с полей сражений преподаватели братья Глынины, Кучеров, Луценко, аспиранты Манаенков, Маринич, студенты Куликов, Лучук, Поливанов, зав. гаражом Бородкин, шофер Завалин, рабочие Бархатов, Кургузова, Матющенко, Миронов, Першуткин, Толстиков и многие другие. В их числе были выпускники 1941 года — М. Забежинский, Н. Карпов, В. Клишевич. Студент Забежинский окончил институт с отличием, но получить диплом так и не успел. Смерть безжалостно оборвала жизнь человека, подававшего замечательные надежды. Его диплом сейчас бережно хранится в вузовском музее. Гордостью института были студенты В. Шкутов, Г. Никитин, также не дожившие до Победы. 

В.Н. Остроухов, возглавлявший совет ветеранов института в 80-е годы, писал в дни 35-летия Победы: «Низкий поклон всем, кто пролил кровь, отдал здоровье за здоровье нашей мирной трудовой жизни. На розовом мраморе памятника сибстриновцам золотом горят имена тех, кто сложил голову на полях сражений. Далеко их могилы — от Белого до Черного моря, в Польше, Германии, Чехословакии и Югославии. Но сибстриновцами они остались навсегда. Вечная им память!» 

В числе тех, кому не довелось дожить до победных салютов, был политработник, герой Советского Союза, капитан Александр Алексеевич Кончин. Он прожил неполных 27 лет, из которых 4 года пришлось на войну. Всего несколько дней не дожил до Победы отважный сибиряк-сибстриновец. Память о нем продолжает жить в стенах института, из которых он отправился на фронт. Бывшая студентка НИСИ Т. Сосковец в газете «Кадры стройкам» от 23 марта 1975 г. писала о своем однокурснике: 

«Он был строг по отношению к себе, своим поступкам и меньше всего, кажется, думал о том, какой след оставит в жизни. Добровольцем ушел на войну с белофиннами, вернулся с фронта и сдал все экзамены за полугодие на «отлично», догнал курс. Его избрали председателем профкома, секретарем комитета комсомола института. Когда на общем комсомольско-молодежном собрании предложили выдвинуть Александра на получение стипендии им. Сталина, то это предложение потонуло в овациях...» 

Начало войны застало Александра Кончина, студента четвертого курса НИСИ, на производственной практике. Со стройки, на которой он работал, в армию в первые месяцы войны не брали, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы попасть на фронт. Участник финской кампании, мастер спорта по лыжам, он понимал, что необходим на передовых рубежах борьбы с врагом. В конце концов его настойчивость победила, и он оказался в воздушно-десантной части, сформированной из добровольцев. В октябре 1941 г. Александр уже сражался под Москвой. Потом был Сталинград, форсирование Днестра, участие в ожесточенных боях на Висле... Весной 1945 г. за успешное форсирование реки Варты, взятие немецкого города Вайсенбурга, за смелость и отвагу замполиту Александру Кончину в числе группы бойцов 1-го Белорусского фронта было присвоено звание Героя Советского Союза. Но дожить до радостного дня Победы Александру было не суждено. Смертельный разрыв вражеского снаряда настиг его 27 апреля 1945 г. в самом логове врага: в Берлине, в тот момент, когда во главе штурмовой группы он направлялся в передовой отряд, прорывавший последний рубеж обороны гитлеровцев — Тиргартен. Всего через несколько дней после гибели героя над рейхстагом взвилось алое знамя Победы... 

Не дождался Новосибирск с войны еще одного выпускника НИСИ — Василия Танатарова. Судьба этого человека осталась бы неизвестной, если бы не случай. В начале 80-х годов в архиве института обнаружился не выданный диплом на имя В.И. Танатарова, окончившего вуз в 1939 году. Заведующая музеем В.В. Худорошкина заинтересовалась судьбой владельца документа, начала отыскивать его самого или его близких. В результате поисков выяснилось, что получить диплом сразу после защиты Василий не успел, а потом началась война, его призвали на фронт. Младший лейтенант минозаградительной роты В. Танатаров погиб в октябре 1941 г. во время боев на Смоленском направлении, где в то время шли самые ожесточенные сражения. 

В одном из последних писем, отправленных жене незадолго до смерти, выпускник НИСИ написал: «Родина в опасности, ее надо защищать — следовательно, кто-то должен пасть жертвой. Этим, мне кажется, сказано все...». Сейчас эти строчки, свидетельствующие о мужестве сибиряка, его спокойной готовности к самопожертвованию, бережно хранятся в музее НГАСУ и служат делу патриотического воспитания нынешнего поколения студентов. 

В мирное время в Сибстрин пришло учиться второе поколение семьи Танатаровых — дочь Василия Ивановича, а затем и третье — ее сын. В канун празднования 40-летия Победы в НИСИ в торжественной обстановке диплом погибшего фронтовика был вручен его внуку — Дмитрию Ефремову, студенту архитектурно-строительного факультета. Резные люди собрались в тот торжественный и грустный день в помещении музея — родные и близкие защитника Родины, его преподаватели и товарищи по учебе, и всех присутствовавших объединило одно: принадлежность к НИСИ. 

К другим студентам и преподавателям Сибстрина судьба оказалась более благосклонной. Прошагав военными дорогами, 60 человек (в том числе 34 преподавателя), овеянные славой боевых подвигов, награжденные орденами и медалями за боевые заслуги (многие — израненные, получившие увечья), вернулись в аудитории и на кафедры, заняли достойное место в мирном строю. В их числе был кавалер ордена Славы, гвардии лейтенант В.И. Граждан. 

Из числа студентов, призванных на фронт и вернувшихся в вуз после войны, необходимо отметить А.С. Арбеньева и Л.К. Минерта, которые после окончания Сибстрина продолжили обучение в аспирантуре, успешно защитили кандидатские диссертации. В этом же ряду находятся фамилии студентов В.А. Бедрина, К.П. Зайцева, В.А. Миловзорова, А.И. Фадеева, М.А. Юдина. Все они после окончания института связали жизнь с преподаванием в родном Сибстрине, стали кандидатами наук. К.П. Зайцев, один из старейших преподавателей НГАСУ, кандидат архитектуры, до сих пор работает на кафедре архитектуры и градостроительства. 

Немало фронтовиков было и среди тех, кто пришел работать в Сибстрин из других учреждений и организаций: Е.Н. Авдеев, В.М. Бабушкин, Л.Д. Берхоер, Г.К. Евтюхин, Д.А. Котюков, В.И. Роев, А.А. Сандер, И.Д. Эйнгорн, кавалер ордена славы А.Ф. Балковский, А.А. Гурьев, А.К. Жибинов, Ю.И. Лебедев, В.П. Путин, Г.Е. Стрельников, Е.М. Хенкин и десятки других сотрудников НИСИ, которые своим талантом, энергией, добросовестным трудом способствовали дальнейшему развитию и росту института. В их ряду были и женщины: Е.И. Ворогушина, С.Ф. Михайлова, Н.Н. Румянцева, Н.И. Фатеева, А.И. Шевелина. 

После тяжелого ранения в 1944 г. вернулся в вуз молодой преподаватель, капитан артиллерии С.Д. Мочалов, который возглавил через некоторое время кафедру теоретической механики и завоевал авторитет как один из самых уважаемых сотрудников в коллективе. Именно ему принадлежит инициатива создания Совета ветеранов в институте. Другой фронтовик — Д.А. Кулешов — возглавил впоследствии НИСИ и руководил им на протяжении почти 30 лет. 

Судьбы 235 человек, ушедших на фронт из стен НИСИ, после окончания войны остались неизвестными. Трагедия, масштабы которой трудно оценить и сегодня, круто изменила намерения и планы людей. Кто-то из бывших студентов Сибстрина нашел иное призвание и продолжил обучение в другом вузе; иным в силу обстоятельств пришлось расстаться с мечтой о высшем образовании. Другие, бывшие десятиклассники, стали студентами вуза, придя в аудитории с полей сражений. Например, артиллерист гвардии лейтенант, кавалер ордена Красной Звезды И.Г. Чарушников стал сибстриновцем, когда еще не успели затянуться тяжелые раны, полученные в боях. После окончания института Игорь Георгиевич стал высокопрофессиональным инженером, главным конструктором института «Новосибгражданпроект», занимался инженерными расчетами конструкции здания кинотеатра «Победа», исследованиями просадочных грунтов под фундаменты первых панельных домов в Новосибирске, защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом, воспитал много учеников. 
 
Пока фронтовики-сибстриновцы отражали натиск вражеских войск на полях сражений, их коллеги в далеком сибирском тылу проявляли огромную выдержку и стойкость, благодаря которым удалось продолжить учебно-образовательный процесс в самых неблагоприятных для этого условиях. К началу августа 1941 г. были составлены учебные планы, рассчитанные на 5-летний срок обучения. Но Главное управление учебных заведений Наркомстроя посчитало их не соответствующими требованиям времени и вскоре выслало собственные планы, рассчитанные на более короткий период учебы — 3 года и 4 месяца. 
 
Сентябрь ознаменовался новыми изменениями: в состав НИСИ влился Днепропетровский инженерно-строительный институт, эвакуированный с Украины. И без того стесненное положение вуза было значительно осложнено. А 4 ноября институту пришлось принять еще и Московский инженерно-строительный институт с частью студентов и профессорско-преподавательским составом. 
 
Эвакуированные преподаватели и студенты были размещены в жилых корпусах института за счет чрезвычайного уплотнения квартир. При этом ряд квартир был переоборудован под учебные комнаты. Часть студентов снимала жилье в Октябрьском районе города — в частных домах и жилых деревянных бараках с печным отоплением, с колодезным водоснабжением. Занятия в институте проходили в две смены, поэтому студенты были лишены рабочих мест для выполнения проектно-графических работ. В домашних условиях при переуплотненности жилищ возможностей для этого тоже не было. И тем не менее... Из воспоминаний доцента Н.С. Кузьмина: «В стесненных условиях, в две-три смены занимались студенты, работали преподаватели и никто не «пищал». Наоборот, все кафедры успешно выполняли научно-исследовательские работы по заданиям министерств оборонной промышленности и строительства, защищали кандидатские и докторские диссертации. Например, в это время защитил докторскую диссертацию профессор А.Д. Крячков». Сам Н.С. Кузьмин в июле 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Жилище Сибири». 
 
В годы войны защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры И.Д. Белогорцев («Проблемы градостроительства в городах Сибири») и Е.А. Ащепков («Народная архитектура Сибири»). Подчиняя свой творческий и интеллектуальный потенциал требованиям военного времени, научные сотрудники института оказывали действенную помощь стране в деле перевода экономики на военные рельсы. Ученые разрабатывали методы применения упрощенных строительных конструкций, привлечения в производство местных строительных материалов. Н.С. Кузьмин подготовил предложения по переходу к экономичным типам многоквартирных жилых домов, профессором А.Д. Крячковым был предложены облегченные и упрощенные конструкции зданий. Он же разработал рекомендации по использованию чердачных помещений в двухэтажных жилых зданиях качестве мансардного жилого этажа. Большой вклад в развитие строительной отрасли в условиях военного времени внес Н.С. Макеров. За помощь в обеспечении бесперебойного водоснабжения оборонных предприятий в годы войны профессор Н. С. Макеров в 1944 г. был удостоен высокой правительственной награды — ордена Красной Звезды. Этот человек сделал очень много для становления и развития НИСИ. Свыше 20 лет он успешно работал в должности заместителя директора по учебной и научной работе, в течение 30 лет возглавлял кафедру водоснабжения и канализации. 

А.В. Силенко в 1941 г. при строительстве специальных инженерных сооружений предложил принципиально новое техническое решение, приведшее к сокращению сроков строительства и экономии материальных средств. В годы, когда страна испытывала острейший недостаток металла, А.В. Силенко запроектировал и построил ряд фундаментов-опор мостов из кессонов, армированных деревом. Во время строительства фундаментов сборных труб под железнодорожными насыпями он предложил привлечь для борьбы с притоком грунтовых вод в котлованы сибирские морозы: создавать с их помощью специальные мерзлотные пояса. 

В годы Отечественной войны лаборатория под руководством профессора М.Н. Михайлова занималась разработкой производства ряда заменителей привозных материалов, необходимых народному хозяйству страны. По воспоминаниям сотрудницы НИСИ Н.Н. Сайкович, силами сотрудников лаборатории были внедрены методы использования отходов азотно-тукового производства, разработан способ производства некоторых безобжиговых и обжиговых стеновых материалов. Лаборатория более года производила известняковую муку для электролампового завода, у которого не было своей размольной установки. 

В трудные военные годы большой вклад в подготовку специалистов для родного хозяйства страны внесли В.П. Вознесенский, Б.Р. Маслонский, Н.Э. Стребейко, П.П. Токарев, М.И. Фильней и многие другие преподаватели. 

Благотворное влияние на развитие сибирской строительной науки и архитектуры оказало сотрудничество преподавателей НИСИ с коллегами из других строите вузов. Вместе с рядовыми сотрудниками кафедр трудились настоящие корифеи своего дела, известные ученые в области архитектуры и строительства. В их числе необходимо назвать Героя Социалистического труда, члена-корреспондента АН СССР, профессора Н.С. Стрелецкого, д.т.н., профессора П.Л. Пастернака, д.т.н., профессора Г.Г. Карлсена, профессоров В.3. Власова, А.А. Гвоздева, В.Л. Гофмана, Б.Г. Коренева и др. 

Помимо совершенствования учебно-методической работы эти ученые оказали большое влияние на развитие научной деятельности НИСИ. Под руководством П.Л. Пастернака в 1941-1942 гг. инженером А.А. Макаревичем осуществлялись расчеты по возведению кирпичных сооружений, усиленных безопалубочным бетоном, профессор В.3. Власов в это же время выполнял расчеты сооружений на действие взрывной волны, и таких примеров можно привести множество. 

В книге «Московский государственный строительный институт. История и современность», выпущенной в 2001 г. в издательстве АСВ, рассказывается: «По приказу Наркомстроя МИСИ был эвакуирован в Новосибирск. В ноябре сюда прибыли 35 преподавателей и 480 студентов 2-5 курсов... МИСИ в Новосибирске находился на правах филиала, который фактически возглавлял член-корреспондент АН СССР, профессор Н.С. Стрелецкий. Рабочий день студентов состоял из 6 учебных занятий и 4 часов работы на стройке. Срок обучения был сокращен до 3,5 лет, но при этом студентам приходилось сдавать в сессию до 8-9 экзаменов. Бытовые условия были крайне тяжелыми. Но, несмотря на лишения и трудности, филиал МИСИ в Новосибирске зимой 1942 г. выпустил 132 инженера без защиты дипломных проектов. Все они были направлены на работу в районы Западной и Восточной Сибири.

Профессор Н. С. Стрелецкий добился разрешения организовать при МИСИ и Новосибирском инженерно-строительном институте объединенный ученый совет, координировал и направлял научно-исследовательскую работу, проводил защиту докторских и кандидатских диссертаций. В годы войны это был единственный СССР ученый совет по вопросам строительства. Первым на этом совете защитил докторскую диссертацию Б. Г. Коренев. Это произошло 24 декабря 1942 г. Напряженная научная работа была ориентирована на нужды фронта. Разрабатывались, например, такие темы, как «Ледовые дороги», «Сварка на морозе» и др., а также темы, способствующие быстрейшему развертыванию промышленного потенциала эвакуированных заводов и новых предприятий в Сибири... Филиал МИСИ находился в Новосибирске до августа 1943 г., а затем вернулся в столицу». 
 
Огромная тяжесть в те годы легла не только на плечи преподавателей, но и на плечи студентов, которым пришлось постигать премудрости строительной науки, совмещая занятия с физическим трудом. Работать приходилось много, тяжело, порой в полуголодном состоянии, но энергия молодости помогала переносить все невзгоды. К.С. Сажнева и Ф.А. Ванаг, возглавлявшие в военный период партийное бюро НИСИ, вспоминали: «В суровые годы войны студенты, в основном девушки, под руководством комитета ВЛКСМ с веселым молодежным задором принимали участие во всех делах института. Энергии девчат-комсомолок хватало на то, чтобы бороться за чистоту в студенческих общежитиях, шефствовать над больными и ранеными в госпиталях, оказывать помощь колхозам в уборке урожая. Студенты часто выступали с концертами в госпиталях, на заводах и в институте. Не забывали и спорт; в 1944—1945 гг. команда института занимала первое место в стрелковых соревнованиях». 

У многих студентов отцы и старшие братья ушли на фронт. Большинство студентов лишилось материальной поддержки из дома. Дирекция и партийная организация института решили организовать подсобное хозяйство. Из студентов были созданы группы для полевых работ, их руководителями стали преподаватели. Весной группы выезжали сажать картофель и овощи на 50 гектарах земли, летом ухаживали за ними, а осенью отправлялись на уборку урожая. Общая площадь подсобного хозяйства, находившегося на ст. Восточная, составляла около 100 га. 

Партийная и комсомольская организации проводили большую политике» массовую работу, создавали агитколлективы из студентов старших курсов и преподавателей. На потоках перед началом занятий преподаватели проводили короткие информации о положении на фронте и в тылу, студенты выпускали стенные газеты и «молнии». Преподаватели, студенты и рабочие сдавали деньги на приобретение облигаций государственных займов, после занятий ходили на оборонные заводы грузить боеприпасы для фронта. Из-за отсутствия автотранспорта студенты своими силами разгружали платформы и возили уголь для отопления лабораторного корпуса, ставшего учебным. На недостатки в питании, холод в общежитии, отсутствие тетрадей, чертежной бумаги обращали внимание меньше всего. И студенты, и преподаватели близко к сердцу принимали положение в фронтах, на все военные события реагировали очень бурно, остро и очень верил в победу советских войск. 

Профессор Н.С. Макеров, вспоминая минувшие годы, отмечал, что студенты-сибстриновцы военного времени занимались расчисткой железнодорожных путей снежных заносов, участвовали в строительстве трамвайных путей, работали на заготовке угля и дров, на разгрузке вагонов и барж. В 1945 г. студенты начали принимать участие в строительстве жилого дома на ул. Змеиногорской. 

Вносили свой вклад в общее дело и женщины-общественницы. По заданию райкома партии они проверяли жилплощадь для размещения эвакуированных из различных городов, убирали овощи, чинили и шили белье для воинских частей, собирали игрушки для детских домов, шефствовали над детским домом, принимали участие в устройстве различных вечеров. 

Как ни старалось руководство вуза наладить нормальный учебный и научно-исследовательский процесс в НИСИ, война задержала развитие института. Средний ежегодный выпуск инженеров и архитекторов в годы и в годы первой послевоенной пятилетки уменьшился в 1,5 раза по сравнению со средним ежегодным выпуском предвоенной пятилетки. Всего за период 1950 гг. из стен НИСИ было выпущено 903 специалиста, из которых 493 окончили вуз в военное время. 

К началу 1943/1944 учебного года филиалы Московского и Днепропетровского вузов выехали на свои прежние места. НИСИ вступил в следующую фазу развития. В связи с началом восстановительных работ на освобожденных территориях резко возросла потребность в специалистах строительного профиля. Сказались и первые годы войны, унесшие из жизни огромное количество грамотных, квалифицированных работников во всех сферах народного хозяйства. Чтобы помочь возрождению страны из руин, руководству НИСИ было предложено значительно увеличить набор студентов. В 1943/1944 учебном году при плановом приеме в 350 человек в институт был зачислен 621 студент. Всего в это время в институте обучалось 677 человек. По-прежнему оставалась острой проблема нехватки площадей. 

Снижение количества учащихся в НИСИ в военный период объяснялось объективными причинами: одни студенты уходили на фронт, другие покидали вуз из-за трудностей жизни и учебы. 

В 1943 г. первых слушателей принял рабочий факультет — рабфак. Впоследствии, в 1945 г, в связи с завершением работы завода в главном корпусе института он был закрыт. 

Во время войны в институте открылись две новые специальности: «Строительные машины и оборудование», «Производство бетонных и железобетонных изделий и конструкций для сборного строительства» (впоследствии — «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»). Однако из-за недостаточной материальной базы специальность «Строительные машины и 0борудование» была в скором времени ликвидирована и переведена в Омск, в Сибирский автодорожный институт. 

В 1944 г. в НИСИ был назначен новый руководитель. На смену Л.О. Маслюкову пришел Григорий Борисович Пронченко. 

Уроженец Украины, Г.Б. Пронченко в 1937 г. окончил Донецкий индустриальный институт по специальности «Сталеплавильное производство», затем защитил кандидатскую диссертацию, работа директором Донецкого индустриального инстута, избирался членом пленума обкома партии. Переехав в Новосибирск, Г.Б. Пронченко не которое время возглавлял партийную организацию Кировского района, затем принял руководство строительным институтом. Грамоты; специалист, прекрасный организатор, награжденный орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Григорий Борисович воевал высокий авторитет и уважение в коллективе. 

На протяжении первых десятилетий существования строительного института в нем довольно часто менялись не только руководители, но и подчиненность различным ведомствам. Лишь в 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СО от 10 апреля 1946 г. он был окончательно передан в ведение Министерства высшего образования СССР. 

Г. Б. Пронченко возглавлял вуз до апреля 1949 г., затем вернулся на Украину. На его место был назначен Д.А. Кулешов. 

На протяжении всего военного периода материальное положение института оставалось тяжелым: не хватало учебников, тетрадей, оборудования, но самое главное — ощущалась огромная стесненность в площадях. Она сохранялась вплоть 1952 г., до того времени, пока институту не был возвращен учебный корпус, занимаемый более 10 лет оборонным заводом. С переездом в «родные пенаты» начался процесс возрождения полноценного учебного процесса в НИСИ. Происходил он под руководством Даниила Азаровича Кулешова, человека, вписавшего, пожалуй, наиболее содержательную и яркую страницу в историю НИСИ.