Реализация дистанционной формы образовательного процесса в университете: итоги, проблемы, перспективы
В условиях пандемии и вынужденного перехода на дистанционное обучение в университете в короткие сроки были созданы электронные учебно-методические комплексы дисциплин.
Огромная работа была проведена всем профессорско-преподавтельским коллективом университета.
Специфика удаленной работы потребовала от преподавателей новых форматов подачи материала и перестройки учебного процесса с условием сохранения качества, что для многих ППС стало настоящим вызовом.
Электронная база учебных курсов открывает студентам постоянный доступ к лекционным материалам, практикумам.
Этот опыт дает университету возможность в дальнейшем использовать дистанционные образовательные технологии для повышения качества учебного процесса студентов заочной формы обучения, решения вопросов по ликвидации академической задолженности в более гибком графике, создания новых образовательных программ высшего образования
Учебные и производственные практики 2020 года проводились в соответствии с учебными планами и программами практик. С учетом эпидемиологической ситуации учебные практики, в том числе геодезическая, были реализованы в дистанционном формате, руководство практиками осуществлялось профильными кафедрами.
Производственные практики проходили как в очном, так и в дистанционном формате на предприятиях и в организациях строительного комплекса.
С учетом эпидемиологической ситуации учебные практики, в том числе геодезическая, были реализованы в дистанционном формате. Производственные практики проходили как в очном, так и в дистанционном формате на предприятиях и в организациях строительного комплекса.
Проведение производственных практик осуществлялось на основе долгосрочных договоров (с организациями партнерами университета, в том числе, в организациях и на предприятиях членов Попечительского совета). В их число входят такие организации, как: ООО Первый строительный фонд, ООО ПЭК РЕКОН, ООО Брусника, АО СибИАЦ, АО ГСПИ, ООО ГенИнжПроект, ЗАО ЛОММЕТА, ООО ВДТ Строй, ООО Р ПРОЕКТ, ООО Монтаж Спец Проект, ОО ЭПРИС и др.
Более 40 обучающихся принявших участие в работе ССО, проходили практику на объектах Всероссийских студенческих строек: студенческие строительные отряды Азимут и Сибстриновец в г. Новый Уренгой ООО “ПАРКНЕФТЬ”, студенческий строительный отряд «Женский двигатель» в г. Новосибирск ООО “СпецТехСнаб”. Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации не реализована идея создания студенческого отряда, осуществляющего ремонтные и строительные работы на территории университета. Центр трудоустройства, занятости и производственных практик продолжает активную деятельность по обеспечению максимального содействия в трудоустройстве студентов и выпускников университета.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, В РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ:
- Работа со студентами, которые не смогли вернуться в вуз из регионов, и из других стран. Проводится серьезная работа, с ребятами поддерживают связь деканаты и институты, работает специально созданный для этих целей отряд волонтеров ИМД. Важно, чтобы кафедры не забывали об этой когорте ребят, которым впереди, абсолютно определенно, предстоит дистанционная сессия.
- Невысокая самоорганизация студентов, особенно на младших курсах. Необходима активная работа кураторов групп, создание отряда кураторов из числа старшекурсников. Преподавателям необходимо в обязательном порядке поддерживать связь со студентами, в частности, активно использовать чат в системе MOODLE.
- При формировании курсов нужны новые способы удержания мотивации, вовлечения, интерактивности. Сейчас, с опытом работы, складываются новые наработки по формированию более эффективного учебного процесса, переформатируются традиционные массивные учебные модули на более короткие блоки материалов с частым промежуточным контролем, практическими заданиями, примерами. При этом, контент электронного курса дисциплины должен быть сопоставим с ее трудоемкостью в зачетных единицах.
- Сохраняется напряженность в реализации дистанционного процесса для ряда преподавателей, которым сложно дается новый формат обучения. Необходима поддержка тьютеров и дополнительные обучающие курсы.
- В настоящее время серьезная задача стоит перед кафедрами, УОУП и УИ в планировании и организации дистанционных лабораторных и практических работ, курсовых проектов, творческих работ и научно-исследовательских работ студентов. ЦДО готов помогать в организации видеозаписей лабораторных работ. Необходимо активно внедрять IT-технологии в учебный процесс - новые расчетные программные комплексы, симуляторы, виртуальные практикумы. Привлечение студентов и магистрантов направления ИСТ к созданию виртуальных практикумов для университета. Финансирование таких работ провести в рамках внутренних конкурсов грантов.
- Не отработана система пересдачи академических задолженностей в дистанционном формате. Кафедрам необходимо серьезное внимание уделить разработке систем оценки знаний студентов с использованием электронных технологий как для повторной, так и для текущей и промежуточной аттестаций.
- Высокая трудоёмкость, связанная с созданием преподавателями методических материалов для дистанционного обучения, но тут нужно осознавать, что в будущем затраты времени и сил должны компенсироваться сокращением времени на выполнение некоторых обычных видов учебной нагрузки преподавателя.
- Увеличилась напряженность на технические возможности сети университета. Массовые трансляции значительно увеличили нагрузку на ЭОИС и оборудование в целом. УИ решает эту проблему.
Перспективы развития:
- внедрение дистанционных образовательных программ в университете, что может значительно расширить контингент обучающихся, в первую очередь из-за экономии средств студента на проживание в другом городе, и более гибкого графика обучения;
- повышение качества образовательного процесса за счет внедрения в учебный процесс разработанных в вузе электронных материалов, снижение трудозатратности с внедрением автоматизированных систем промежуточной аттестации;
- привлечение к учебному процессу ведущих специалистов отрасли, в том числе иногородних без их отрыва от основного места работы;
- внедрение модульного принципа реализации образовательного процесса для отдельных направлений подготовки с возможным дальнейшим переводом на дистанционный формат;
- развитие заочного направления за счет применения дистанционных технологий.