Научная работа

В настоящее время в составе кафедры иностранных языков три кандидата наук: Р. С. Сатретдинова, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой; И.М. Макарихина, канд. пед. наук, доцент; А.А. Аникина, канд. филол. наук, доцент.

Научная деятельность кафедры ведется по следующим направлениям:

1. Исследование проблем профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе.

2. Коммерциализация научного продукта средствами дистанционной образовательной среды.

Первое направление ведется под руководством доцента, канд. филол. наук Р. С. Сатретдиновой , участники проекта: доцент, канд. филос. наук, А.А. Аникина; ст. преподаватели: Г. И. Михайлова, Н. М. Морозова,  Н. А.  Еремеева.

На кафедре исследуются и разрабатываются актуальные проблемы в области современных образовательных технологий обучения иностранному языку, которые формируют и развивают языковую компетенцию студентов в профессиональном общении, умения и навыки работы с техническим текстом.

Результаты исследований внедряются в учебный процесс в виде интерактивных заданий и упражнений, кейс-технологий,  комплексов учебных материалов по всем аспектам изучения языка.

Второе направление ведется под руководством ректора, доктора технических наук Ю. Л. Сколубовича.  Совместно с доцентом кафедры иностранных языков  канд. пед. наук И. М. Макарихиной разрабатываются и внедряются новые технологии для развития дистанционной образовательной среды в целях коммерциализации научного продукта.  

Результатом этого исследования является внедрение в учебный процесс коммерческого программного продукта электронных ресурсов нового поколения (online и offline лекций на английском языке в рамках программы Erasmus+) и других программ; апробирование иноязычных учебных материалов и использование их в практике летних и зимних школ совместно с кафедрой ЮНЕСКО.

На кафедре функционирует научно-методический семинар, где обсуждаются вопросы современной  методики преподавания иностранных языков, разработки и внедрения в практику альтернативных форм обучения.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБСУДИЛИ
НА МЕЖДУНАРОДНОМ СЕМИНАРЕ В НГАСУ (СИБСТРИН)

17 февраля 2021 года на базе НГАСУ (Сибстрин) прошел международный научно-методический семинар по программе «Современные технологии преподавания иностранных языков и русского как иностранного».

В семинаре, помимо нашего университета, приняли участие представители НГТУ (Новосибирск, Россия) и КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Нур-Султан, Казахстан). Преподаватели кафедр иностранных языков и кафедры русского языка, методисты и аспиранты обсудили актуальные вопросы преподавания языков в современных условиях.

Перед собравшими в аудитории и онлайн-участниками мероприятия выступила с приветственным словом заведующая кафедрами русского языка и иностранных языков НГАСУ (Сибстрин) Раиса Сафулловна Сатретдинова. Она обозначила основные направления работы семинара. «Мы встречаемся уже не первый раз. И один из итогов этих встреч – активизация научной деятельности. У нас появились три новых аспиранта, доклады которых тоже представлены на семинаре. Наше общение сегодня связано с онлайн-технологиями, с дистанционным образованием – есть о чем поговорить. В последний год в связи с карантином возникло много новых вопросов: как преподавать в подобных условиях изоляции, на какие программы, платформы, технологии опираться, как выстраивать работу с российскими и зарубежными студентам? Опыт последнего года – уникальный, многое делалось впервые, многому надо было учится. Можно сказать, что мы справились. Мы рады, что снова можем собраться вместе и обсудить наши проблемы!» – отметила Р.С. Сатретдиновна.

Директор Института международной деятельности НГАСУ (Сибстрин) Наталья Валерьевна Синеева в своем вступительном слове рассказала об успехах и достижениях ИМД и университета в целом. «У нас есть отличные активные преподаватели иностранных языков, замечательная кафедра русского языка. В этом году им пришлось осваивать новые технологии, обучать студентов из разных стран дистанционно. В основном в вузе используется платформа Moodle и то, что предлагает Google (чаты, собрания, комнаты, класс и т.п.). Эти платформы выбирают и другие страны, что облегчает совместную работу. У нас есть кафедра ЮНЕСКО, которая делает многое для расширения международного сотрудничества, укрепления культурных связей. В НГАСУ (Сибстрин) готовят хороших специалистов, разрабатывают интересные проекты. Нам есть, что показать миру, но необходимо совершенствовать иностранные языки. Поэтому создана Школа иностранных языков, где любой желающий может изучать английский, испанский, немецкий язык любого уровня и назначения. Конечно, надо расширять возможности дистанционного образования, осваивать новые интересные направления. Поэтому очень важным является постоянное повышение квалификации в сфере современных технологий».

Именно об актуальности расширения и обновления компетенций в образовании говорила в своем докладе «Цифровые мультимодальные компетенции преподавателя иностранного языка» директор Регионального ресурсно-методического центра ИДО НГТУ Марина Анатольевна Бовтенко. Она выделила 19 компонентов цифровых компетенций, среди которых – умение создавать электронные тексты, мультимедийные компетенции, навыки поиска и отбора, сетевое взаимодействие и др. М.А. Бовтенко подчеркнула, что современный преподаватель должен знать цифровые ресурсы, на которые можно опираться, и осваивать возможности ресурсов: владеть инфографикой, создавать презентации разного уровня сложности, помогать студентам создавать мультимодальные проекты (иллюстрации, видео, комиксы, тексты), привлекать обучающихся к творчеству. Аудитория с большим вниманием слушала выступление авторитетного эксперта в области современных образовательных технологий. Были заданы вопросы о доступных интернет-ресурсах, о формах дистанционного обучения, об особенностях работы вузовского телевидения и возможностях онлайн-образования в современном вузе.

Интересными были и доклады, которые представили на Международном семинаре преподаватели из университета КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева (Нур-Султан, Казахстан). Магистр управления образованием, магистр филологии, CELTA, председатель комитета академического качества Высшей гуманитарной школы А.С. Сарсенбаева сделала сообщение на тему «Как избежать плагиата: обучение студентов навыка академического письма». Доклад магистра управления образованием, магистра педагогики и психологии, CELTA, председателя комитета по науке и этике Высшей гуманитарной школы Е.В. Емельяновой был связан с проблемами преподавания английского языка. Он назывался «Обучение английскому языку в условиях COVID-19: полезные приложения» и был посвящен особенностям работы преподавателя в условиях карантина. Докладчик сделала подробный анализ платформ и онлайн-программ для интерактивной работы со студентами.

Во второй части международного семинара выступили преподаватели НГАСУ (Сибстрин). Очень содержательным для филологов стало сообщение доцента кафедры иностранных языков НГАСУ (Сибстрин) Анны Александровны Аникиной на тему «Методология и особенности современного этимологического анализа».

Три последних доклада семинара были приготовлены аспирантами. Они предложили обсудить основные тезисы своих научных исследований. Так, аспирантка Валентина Павловна Волохина, старший преподаватель кафедры русского языка НГАСУ (Сибстрин), рассказала о проблемах комбинированного обучения. Аспирантка Надежда Маратовна Морозова, старший преподаватель кафедры иностранных языков НГАСУ (Сибстрин), предоставила доклад «Профессиональная подготовка магистрантов в техническом вузе (на примере дисциплины «Деловой иностранный язык»)». Актуальность и практическая ценность данного сообщения очевидны. Старший преподаватель кафедры русского языка НГАСУ (Сибстрин), аспирантка первого года обучения Светлана Дмитриевна Золотарева предложила для обсуждения свои наработки: ее доклад «Педагогические условия и средства обучения иностранных студентов в техническом вузе» обобщает опыт работы преподавателя с иностранными слушателями.

Благодаря активной совместной работе международный семинар прошел слаженно, интересно, максимально полезно для всех участников. Обмен знаниями и опытом, изучение новых технологий, знакомство с перспективными научными исследованиями – процесс, необходимый каждому современному преподавателю. И мы планируем новые встречи, семинары, конференции, которые и делают нашу университетскую жизнь насыщенной, а работу – продуктивной и качественной.

Материал подготовлен кафедрой русского языка НГАСУ (Сибстрин)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
"СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
И РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО" 
ПРОШЕЛ В НГАСУ (СИБСТРИН) 22 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА

Учиться любят не только студенты, но и преподаватели. Обсудить свои профессиональные проблемы, поделиться методиками, технологиями, наработками в области преподавания иностранных языков собрались в НГАСУ (Сибстрин) сотрудники кафедры иностранных языков, кафедры русского языка, преподаватели специальных предметов, которые будут читать свои лекции на английском языке. Международный научно-практический семинар проводился совместно с Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова (Павлодар, Казахстан). Были приглашены также филологи из НГТУ, РАНХиГС.

Это был первый опыт подобного семинара, когда присутствующие слушали лекцию из Павлодара online, обменивались мнениями с докладчиком, задавали вопросы, а потом уже в аудитории продолжили свою работу, познакомившись с докладами представителей НГТУ и РАНХиГС.
Международный семинар был организован заведующей кафедрой иностранных языков и кафедрой русского языка, доцентом, кандидатом филологических наук Р.С. Сатретдиновой и доцентом кафедры иностранных языков, кандидатом педагогических наук И.М. Макарихиной. Большую организационную, техническую помощь в подготовке и проведении мероприятия оказали директор ИДО НГАСУ (Сибстрин) Наталья Сергеевна Дереповская и главный редактор официального сайта НГАСУ (Сибстрин) Дмитрий Геннадьевич Воротников, за что им отдельная благодарность.
Участников семинара приветствовала его организатор доцент Р.С. Сатретдинова, напомнившая о важности внедрения современных технологий в образовательную среду, о необходимости творческого подхода в обучении языкам, о том, что многие лекции сегодня в ведущих университетах читаются на английском языке, внедряется такая практика и у нас. Ведущая семинара представила первого докладчика – Каирбаеву Акмарал Канатбековну, кандидата педагогических наук ПГУ им. С. Торайгырова (Павлодар, Казахстан), которая является директором Департамента стратегии, менеджмента качества и международного сотрудничества. А.К. Каирбаева на английском языке прочитала доклад «Коммуникативные технологии презентации материалов лекций на иностранном языке», лекция прошла в режиме online, транслировалась из Павлодара. Аудитория с интересом прослушала актуальную информацию, сопровождавшуюся презентацией на английском языке. Опытный лектор рассказала о комбинированном обучении, которое становится востребованным во всем мире, об особенностях восприятия современных студентов, об актуальных образовательных трендах, о новых педагогических, психологических и технологических задачах, проблемах и решениях. Лекция была очень объемной, насыщенной и полезной для преподавателей иностранных языков, которые все больше обращаются к сочетанию образования аудиторного с образованием online, поскольку дистанционное обучение стремительно развивается во всем мире.
Закономерным продолжением разговора о дистанционном образовании стал доклад авторитетного ученого, директора Ресурсно-методического центра ИДО НГТУ, доктора педагогических наук Марины Анатольевны Бовтенко. Лекция по теме «Разработка и лингвометодическая оценка электронных интерактивных учебных заданий по иностранным языкам» была посвящена ресурсам, разработкам, тестам и заданиям, связанным с электронной образовательной средой. Ведущий эксперт в сфере online-образования познакомила собравшихся с минусами и плюсами различных образовательных ресурсов в интернете. Были подробно проанализированы различные виды заданий, возможности интерактивного обучения. Присутствующим было очень важно обменяться опытом работы в области электронного образования, поскольку кафедра русского языка активно использует наш вузовский ресурс Moodle в преподавании курса «Русский язык и культура речи», разрабатывает материалы online для изучения русского языка как иностранного. Лектор из НГТУ подчеркнула, что преподаватели иностранных языков обязательно должны использовать электронные ресурсы, внедрять их в жизнь, давать студентам больше творческих и самостоятельных заданий.
Именно о творческой составляющей современного образования говорила в своем докладе и старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарного факультета НГТУ Майя Андреевна Морозова. В большом и подробном сообщении на тему «Видеопроекты в системе учебных заданий по иностранным языкам» было рассказано о том, как творчески может строится обучение немецкому языку, когда ребята изучают не только грамматику и лексику, но и выполняют учебные творческие задания на немецком языке: создают афиши, презентации, игровое и неигровое видео, которые могут выкладывать в интернете. Предложенное направление соединения аудиторной работы с электронными ресурсами, с техническими и творческими задачами, было встречено с огромным интересом, потому что демонстрировало практические возможности реализации смешанного обучения.
Своими наработками в сфере работы с иностранными учащимися поделилась представитель другого вуза – РАНХиГС. Директор Центра русского языка для иностранных студентов РАНХиГС, кандидат педагогических наук Светлана Сергеевна Лопатина рассказала о работе новой структура. Ее сообщение называлось «Центр русского языка Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ как средство социокультурной адаптации иностранных студентов». Она рассказала, что за два года проделана большая работа по адаптации и подготовке иностранных студентов, ведутся занятия по РКИ, проводятся различные конференции, конкурсы, вебинары, олимпиады для иностранных школьников, абитуриентов и студентов. Сейчас в этом вузе учатся 92 иностранных студента из пяти стран. Докладчик подчеркнула, что будущих иностранных студентов вуз принципиально отбирает только качественных – победителей олимпиад и конкурсов по русскому языку в Китае, Монголии, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии. Существуют бесплатные и платные места для иностранных студентов, но всех принимают и обучают творчески, применяя разнообразные современные методы. Конечно, присутствующим было о чем поговорить.
Кафедра русского языка НГАСУ (Сибстрин) уже более 40 лет работает с иностранными студентами, в вузе обучались представители 64 стран. Наша кафедра издает учебные пособия по РКИ, создает электронный ресурс, проводит внеаудиторные и аудиторные занятия, много делает для адаптации иностранных студентов к российским реалиям. Отдельная сложная и уникальная работа преподавателей кафедры русского языка НГАСУ (Сибстрин) – обучение иностранных бакалавров и магистрантов научному стилю речи, языковая поддержка иностранцев на всех этапах обучения в вузе. Студенты чувствуют эту заботу и отвечают хорошей учебой, новыми достижениями в студенческой жизни.
В конце Международного научно-методического семинара состоялся обмен мнениями, были подведены итоги. Многие отметили, что подобные встречи необходимы преподавателям иностранных языков, что формат и состав семинара можно расширять и усложнять, что очень полезно слушать лекции на английском языке и узнавать о новых наработках коллег и о мировых тенденциях в образовании. Спасибо всем участникам и организаторам актуального мероприятия!


Материал подготовлен кафедрой русского языка НГАСУ (Сибстрин)

 

ОТЧЕТ О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В 2019 ГОДУ

В 2019 году преподавателями кафедры были написаны и опубликованы следующие научные статьи и тезисы:

  1. Makarikhina I.M.,Yuriy Skolubovich.,Aleksander Skolubovich.,Evgeniy Voitov. E3S Web of Conferences Volume 91, 2 April 2019, Номер статьи 04006 - Topical Problems of Architecture, Civil Engineering, and Environmental Economics (Scopus)
  2. Макарихина И.М. Солнышкова О.В. , Косарев Н. Никонов А. E3S Web of Conferences Volume 91, 2 April 2019, Номер статьи 07019 Код 146660 Geodetic base for the Construction of ground-based facilities in a tropical climate / e3s web of conferences - 2019 (Scopus)
  3. Макарихина И.М.,Войтов Е.Л., Сколубович Ю.Л., Сколубович А.Ю. Technology of drinking water preparation using the reactor - clarifier/ e3s web of conferences - 2019 (Scopus)
  4. Makarikhina I.M., Sineeva N.V., Vyasokih A., Conference Series: Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics Volume 91,2019, E3S Web of Conferences Volume 91, 2 April 2019, Номер статьи 07018 (Scopus)
  5. Михайлова Г.К. Организация самостоятельной работы аспирантов технического вуза в обучении иностранному языку//Мир науки культуры и образования. - 2019. - №1(74). - С.102-103.
  6. Михайлова Г.И. К вопросу о роли и целесообразности коммуникативного подхода в изучении иностранного языка в техническом вузе // научный журнал "Тенденция развития науки и образования"- 2019. - № 49. - С.14-16.
  7. Михайлова Г.И.,Плешивцева Е.Ю. Алгоритм лексико-грамматического анализа технического текста/Материалы XII Всероссийской научно-технической конференции"Актуальные вопросы Архитектуры и Строительства" Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2019. С. 418-423
  8. Михайлова Г.И. К вопросу об обучении техническому переводу:классический ракурс и современные перспективы/ Научный журнал Тенденции Развития Науки и Образования - 2019. - № 54 (3). - С. 43-45.
  9. Морозова Н.М. Алгоритм лексико-грамматического анализа технического текста/Материалы XII Всероссийской научно-технической конференции"Актуальные вопросы Архитектуры и Строительства" Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2019. С. 424 - 429
  10. КалимоваА.Д., Жекебаева Б.А., Анесова А.Ж., Макарихина И.М. // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Новосибирск: Частное учреждение дополнительного профессионального образования "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы" - 2019.- С. 16-25.
  11. Макарихина И.М. Раисова A.Б.Значение этнопедагогического фактора в развитии личности обучающихся / В Материалах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием"Наука и социум"- 2019. - Т. 2. - С. 33-37.
  12. Михайлова Г.И. Анализ грамматических конструкторов при переводе технического текста / Материалы Международной научно-методической конференции"Проблемы управления качеством образования". -2019.С.46-48.
  13. Михайлова Г.И., Specifical ways of using various form of address in English and Russian communication // Polish Journal of Science - 2019. -.№ 13.С. - 18-20

Кроме того, преподаватели кафедры:

  • участвовали в работе диссертационного совета НГАСУ (Сибстрин) по оформлению, переводу и публикации научных статей в журналы, входящие в базы Scopus, Web of science. (Макарихина И.М.)
  • осуществляли перевод материалов для международных грантов (Япония (ЮНЕСКО), Штутгарт (Erasmus +)). (Макарихина И.М.)
  • участвовали в работе научных семинаров: выполняли on-line перевод, презентаций научных докладов, сопровождали иностранных лекторов. (Морозова Н.М., Меркулова Н.В., Макарихина И.М.)
 
ОТЧЕТ О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В 2015 ГОДУ

 

В 2015 году преподавателями кафедры были написаны и опубликованы следующие научные статьи и тезисы:

1. Адаменко А.М., Широких А.А. "Социально-психологическое исследование толерантной культуры студентов" / The culture of tolerance in a context of globalization: methodology of research, reality and prospect: materials of the II international scientific conference on May 13-14, 2015. - Prague: Vědecko vydavatelskè centrum "Sociosfèra - CZ". - 138 p. - c. 47-59.

2. Плешивцева Е.Ю. "Протестантизм в Сибири: пути развития и своеобразие трактовки основных религиозно-этических положений протестантизма в контексте русской культуры"  Труды НГАСУ. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - Т.18б №2 (60). - 156 с. - с. 134-141.

3. Г.И. Михайлова "Новая философия или современная парадигма образования" / Научный сборник Международного гумманитарного университета. - Украина, Одесса, 2015. -  Выпуск 23. - 292 с. - с. 189-191.

4. Н.А. Еремеева "Формирование переводческих навыков у студентов и аспирантов технического вуза": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 411-414.

5. Г.И. Михайлова "Проблемы языковой подготовки современного специалиста в техническом вузе": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 387-393.

6. Е.Ю. Плешивцева "Эквивалентность перевода технического текста на примере архитектурно-строительной тематики": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 381-387.

7. Т.С. Полищук "Реализация принципов профильно-ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 399-405.

8. Н.С. Полушина "Компетентностный подход в обучении иностранному языку в техническом вузе": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 394-398..

9. С.А. Смелова "Роль и место интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в вузе": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 406-414.

10. Л.А. Харламова "Использование суггестивных методов в обучении английскому языку студентов строительных специальностей": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 415-419.

11. А.А. Широких "Современные технологии в обучении иностранному языку": материалы VIII Всерос. науч.-тех. конф. "Актуальные вопросы строительства"посвященной 85-летию со дня образования НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 444 с. - с. 420-424.

12. Н. А. Еремеева "Иностранный язык как обязательная дисциплина в обучении магистрантов по разным направлениям подготовки" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 42-43 с.

13. Г. И. Михайлова "Использование современных образовательных технологий при обучении иностранному языку в техническом вузе" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 41-42 с.

14. Т. С. Полищук "Особенности обучения магистрантов в условиях многоуровневой системы подготовки" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 94-96 с.

15. Н. С. Полушина "Особенности обучения иностранному языку бакалавров по направлению подготовки "Строительство"" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 44-45 с.

16. Ю. В. Савастьянова "Модернизация образовательной программы по иностранному языку для студентов неязыковых специальностей в рамках бакалавриата" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 46-47 с.

17. Т. И. Смирнова "К вопросу об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Иностранный язык" по современным образовательным стандартам" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 48-49 с.

18. В. И. Чермашенцев "Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 49-51 с.

19. А. А. Широких "Особенности мотивации студентов к изучению иностранного языка и потенциал её развития" / Подготовка специалистов с высшим образованием различных уровней по современным образовательным стандартам: сборник тезисов докладов по материалам региональной межвузовской научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 85-летию НГАСУ (Сибстрин), 25-26 февраля 2015 г. - Новоибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 112 с. - 51-52 с.

В 2014 году преподавателями кафедры были написаны и опубликованы следующие научные статьи:

1. Виноградов А.Б., Михайлова Г.И., Савастьянова Ю.В. "Оценка надежности глобоидного зацепления"/ Труды НГАСУ, т.17. №1(57) - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2014 - 156 с.- с.112-122 с.

2. Плешивцева Е.Ю. "Пространственная сущность архитектуры" / Труды НГАСУ т.17 №2 (58), 2014. - с.14-28.

3. Плешивцева Е.Ю. "Трансформация при переводе текстов строительной тематики" / Труды НГАСУ т.17 №2 (58), 2014. - с.114-123.

4. Широких А.А. "Развитие навыков монологической речи на уроках иностранного языка в неязыковом ВУЗе" / Труды НГАСУ т.17 №2 (58), 2014. - с.106-114.

5. Михайлова Г.И. "Некоторые аспекты профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе" / Непрерывное профессиональное образование: теория и практика:сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей/ под общ. ред.д. пед. н., проф. Э.Г. Скибицкого. – Новосибирск: САФБД, 2014.- 424с.-с.220-222

6. Плешивцева Е.Ю. "Субъект, эпоха, архитектура"/ Проблемы организации социокультурного пространства в современном обществе: материалы VII Всерос. науч.-техн. конф. "Актуальные вопросы строительства" 15-17 апреля 2014г. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2014. - 156 с.- с.99-104

7. Устинов В.А. "Экономика и социокультурное пространство России 1990-х годов в оценках англоязычных экспертов"/ Проблемы организации социокультурного пространства в современном обществе: материалы VII Всерос. науч.-техн. конф. "Актуальные вопросы строительства" 15-17 апреля 2014г. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2014. - 156 с. - с.110-115

8. Устинов В.А. "Использование интернет-ресурсов при обучении иностранному языку"/ Проблемы организации социокультурного пространства в современном обществе: материалы VII Всерос. науч.-техн. конф. "Актуальные вопросы строительства" 15-17 апреля 2014г. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2014. - 156 с.- с.145-151

9. Харламова Л.А. "Тема формулы "Faith, Hope, Love" в английских поэтических произведениях новоанглийского периода"/ Проблемы организации социокультурного пространства в современном обществе: материалы VII Всерос. науч.-техн. конф. "Актуальные вопросы строительства" 15-17 апреля 2014г. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2014. - 156 с.- с.151-155

ОТЧЕТ О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ЗА 2007-2013 гг.

За период 2007-2013 уч. г. преподавателями кафедры были написаны и опубликованы следующие научные статьи и тезисы:

1. Проскурин С.Г., Харламова Л.А. "Семиотика концептов, вечные индоевропейские темы: вера, надежда, любовь" -  Новосибирск: НГАСУ, 2008. - 212с.

2. Устинов В.А. "Российские реформы 1992-2000гг глазами зарубежных аналитиков" в Труды НГАСУ. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - Т.10, №3(41). - 160с.

3. Устинов В.А. "Оценки западными аналитиками начала российских реформ в условиях экономической и политической нестабильности" в Исследование неопределенности экономических процессов. - Новосибирск: ИЭОПП, 2008. - 276с.

4. Устинов В.А. "Превентивные оценки начального этапа российской приватизации англоязычными аналитиками" в Социально-экономическое развитие России: идеи молодых ученых. - Новосибирск, ИЭОПП СО РАН, 2008. - 444с.

5. Харламова Л.А. "Матричный характер хранения и передачи культурных представлений этноса " в Язык- сознание-культура-социум. - Саратов: "Наука".

6. Устинов В.А. "Оценка экономического и политического реформирования России западными специалистами в 1992-1993" в Труды НГАСУ. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2009. - Т.12, №3(46).

7. Широких А.А. "Роль рациональной составляющей в мотивации изучения иностранного языка" в Вестник ТГУ. - Томск: ТГУ, 2009. 

8. Харламова Л.А. "Синтагма "вера, надежда, любовь" как выражение культурной формулы" в Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактические аспекты. - Новосибирск: НГТУ, 2010. - 302с.

9. Устинов В.А. "Контент-анализ зарубежной прессы" в Тезисах докладов 64-й научно-технической конференции. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - 156с.

10. Харламова Л.А. "Языковой знак с позиции Ч.С. Пирса и Ф. де Соссюра" в Тезисах докладов 64-й научно-технической конференции. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - 156с.

11. Широких А.А. "Необходимость нового подхода к изучению учебной мотивации" в Тезисах докладов 64-й научно-технической конференции. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - 156с.

12. Устинов А.А. "Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию изучения иностранных языков" в Актуальных проблемах строительной отрасли. - Новосибирск (НГАСУ), 2008. - 212с.

13. Устинов В.А. "Российская приватизация в оценках англоязычной прессы" в Актуальных проблемах строительной отрасли. - Новосибирск (НГАСУ), 2008. - 212с.

14. Харламова Л.А. "Культурный концепт в свете семиотической теории Ч.С.Пирса" в Актуальных проблемах строительной отрасли. - Новосибирск (НГАСУ), 2008. - 212с.

15. Михайлова Г.И. "Заимствования в лексической системе английского языка" в Актуальных проблемах строительной отрасли. - Новосибирск (НГАСУ), 2009. - 212с.

16. Полищук Т.С., Чермашенцев В.И. "Заимствования, их роль и место в системе современного немецкого языка" в Актуальных проблемах строительной отрасли. - Новосибирск (НГАСУ), 2009. - 212с.

17. Устинов В.А. "Особенности научно-технического перевода" в Актуальных проблемах строительной отрасли. - Новосибирск (НГАСУ), 2009. - 212с.

18. Устинов В.А. "Интегрирование России в мировую экономику при проведении реформ 1990-х годов" в Актуальных проблемах строительной отрасли. - Новосибирск (НГАСУ), 2009. - 212с.

19. Михайлова Г.И. "Проблемы высшего технического образования" в Сборнике тезисов докладов. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2010.

20. Михайлова Г.И. «Коммуникативная культура студентов технического вуза» в Трудах НГАСУ. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. – Т.14, №1(50). – 164 с.

21. Михайлова Г.И. «О состоянии высшего технического образования в России» в Трудах международной конференции. Экономика, образование и право: вопросы теории и практики: сборник Международной научно-практической конференции, сентябрь 2011. – Омск: изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2011. – 416 с.

22. Михайлова Г.И. «Развитие и контроль коммуникативных компетенций при обучении английскому языку» в Материалах VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве». Кросскультурная коммуникация в аспекте информационного межсубъектного взаимодействия в сборнике конференции, февраль 2012. – Новосибирск: «Сибметиздат» НГМУ, 2012. – 256 с.

23. Михайлова Г.И. «Основные тенденции развития образования» в Научном альманахе «Инновации в социально-гуманитарных и экономических науках». - Ростов-на-Дону: ДНЦ «Наука Северного Кавказа», 2012. – 56 с.

24. Михайлова Г.И. «К вопросу о модернизации образования» в Современных вопросах науки и образования – XXI век: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 29 февраля 2012 г.: в 7 частях. Часть 4; Мин. образования и науки Рос. Федерации. - Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – 164 с.

25. Михайлова Г.И. «Новая философия или современная парадигма образования» в сборнике научных трудов по материалам Всероссийской конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук», апрель 2012 (электронная версия).

26. Устинов В.А. «Социально-политическая трансформация России 1990-х годов: взгляд зарубежных аналитиков» в Материалах VII Международного научного конгресса «ГЕО-Сибирь-2011», 19-29 апреля 2011 г., Новосибирск. – Новосибирск: СГГА, 2011. Т.6. – 311 с.

27. Устинов В.А. «Оценки зарубежными экспертами либерально-демократических реформ в России» в периодическом научном издании «Современные исследования социальных проблем». – Красноярск: НИЦ, 2011. – №2 (06). - 250 с.

28. Харламова Л.А. «Матрица концепта «радость» в английском языке» в Трудах НГАСУ. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. – Т.14, №1(50). – 164 с.

29. Харламова Л.А. «Семиотика формулы вера, надежда, любовь (на материале индоевропейских языков)» в сборнике материалов I Международной научно-практической конференции «Язык и культура». – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – 250 с.

30. Широких А.А. «Межкультурные коммуникации и мотивация к изучению иностранного языка» в Материалах к IV Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека». – Новосибирск: НГПУ, 2011. – ч.II. - 557 с.

31. Иванова О.В., Михайлова Г.И. "К вопросу о профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе" в Материалах международной научно-практической конференции "Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам в неязыковых вузах". - Брянск: БГИТА, 2013. - 207с. (электронная версия)

32. Михайлова Г.И. "Гуманитаризация как один из основных принципов программы обновления образовательной системы России" в Сборнике статей по материалам IV Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей "Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике". - Новосибирск: САФБД, 2013. - 183с. 

33. Михайлова Г.И. "Наука как один из векторов развития современного образования" в Сборнике статей по итогам международной конференции "Актуальные вопросы общественных наук: экономика, педагогика. право и культурология". - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. - 190с.

34. Полушина Н.С. "Компрессия в английском языке и ее передача в переводе на русский язык" в Сборнике трудов Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы философского и филологического знания". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 136с.

35. Устинов В.А. "Передача экстралингвистической информации на примере перевода российских реалий" в Сборнике трудов Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы философского и филологического знания". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 136с.

36. Харламова Л.А. "Тема формулы "Вера, надежда, любовь" в древнеанглийской элегии "Странник"" в Сборнике трудов Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы философского и филологического знания". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 136с.

37. Широких А.А. "Англицизмы в современном русском языке: лингвистические и экстралингвистические причины" в Сборнике трудов Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы философского и филологического знания". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 136с.

38. Устинов В.А. "Развитие творческого мышления при обучении студентов архитектурных специальностей" в сборнике тезисов докладов к Международной научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава "Повышение качества образования через формирование образовательной среды, способствующей активизации творческого потенциала талантливой молодежи". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 104с. 

39. Широких А.А. "Мотивация к изучению иностранного языка в контексте развития творческого потенциала студентов" в сборнике тезисов докладов к Международной научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава "Повышение качества образования через формирование образовательной среды, способствующей активизации творческого потенциала талантливой молодежи". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 104с. 

40. Смирнова Т.И. "Развитие творческого потенциала студентов посредством иностранного языка" в сборнике тезисов докладов к Международной научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава "Повышение качества образования через формирование образовательной среды, способствующей активизации творческого потенциала талантливой молодежи". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 104с. 

41. Иванова О.В., Михайлова Г.И. "Особенности эффективного обучения иностранному языку в техническом вузе" в сборнике тезисов докладов к Международной научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава "Повышение качества образования через формирование образовательной среды, способствующей активизации творческого потенциала талантливой молодежи". - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 104с. 

В 2012-2013 учебном году преподавателями кафедры были написаны и опубликованы  в сборнике трудов Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы философского и филологического знания", состоявшейся 9-10 апреля 2013 года на факультете экономики, менеджмента и гуманитарного образования, следующие статьи:

1. Полушина Н.С. "Компрессия в английском языке и её передача в переводе на русский язык".

2. Харламова Л.А. "Тема формулы "Вера, надежда, любовь" в древнеанглийской элегии "Странник".

3. Устинов В.А. "Передача экстралингвистической информации на примере перевода российских реалий".

4. Широких А.А. "Англицизмы в современном русском языке: лингвистические и экстралингвистические причины".

 

Кроме того, преподаватели кафедры активно принимают участие в международных и всероссийских научно-практических конференциях, таких как:

- всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве» (НГМУ, январь 2012);

- всероссийская конференция «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (НГАСУ (Сибстрин), апрель 2012);

- международная научно-практическая конференция «Непрерывное обучение иностранным языкам в 21 веке» (НГАВТ, июнь 2012);

- всероссийская научная конференция "Актуальные проблемы философского и филологического знания" (НГАУ (Сибстрин), апрель 2013г);

- всероссийская конференция преподавателей и научных работников технических вузов, посвященная 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина "Великие реформаторы и российские реформы" (НГАСУ (Сибстрин), апрель 2013);

- VII международная научно-практическая конференция "Сотрудничество Сибири с Францией в сфере высшего образования: проблемы и решения" (Новосибирск, ДУСО РАН, июнь 2013г);

- международная межвузовская научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава "Повышение качества образования через формирование образовательной среды, способствующей активизации творческого потенциала талантливой молодежи" (НГАСУ (Сибстрин), ноябрь 2013г);

- международная научно-практическая конференция "Качество образования в контексте национальных и глобальных проблем" (НГАСУ (Сибстрин), декабрь 2013)