Учебная деятельность кафедры МДК

Главной задачей кафедры является подготовка молодых специалистов. Разумеется, уровень и качество подготовки зависят от множества факторов объективного и субъективного характера, но основными являются квалификация, научный уровень преподавательского состава и сложившиеся учебно-методические и научные традиции. Это определяет индивидуальность кафедры, ее лицо, и позволяет, следуя официальным программам, формировать свой стиль преподавания. Учебная и методическая деятельность кафедры во все прошедшие годы характеризовалась внесением различных новшеств, позволяющих улучшать инженерную подготовку студентов, учитывать специфику региона и научные интересы кафедры.

В начале 30-х годов был сформирован учебный план специальности ПГС, который в последующие годы, вплоть до 70-х, по разделу "Расчетно-конструкторские дисциплины" не претерпел принципиальных изменении. В начале 60-х в учебном плане появились лекции по спецкурсу, которые читались кафедрами, где выполнялся дипломный проект. Спецкурс был введён на V курсе, что позволяло сообщать студентам, уже изучившим общую часть курса конструкций, все самые последние достижения в данной дисциплине.

В начале 70-х годов, как и в ряде других ведущих вузов страны, вводится специализация ПГС—МК. В связи с ним был введен новый учебный план, в котором появились дисциплины "Технология изготовления металлических конструкций"(ТИМК) и "Технология монтажа металлических конструкций" (ТММК) с рабочей практикой на заводах металлоконструкций в течение 7 недель и инженерной практикой в монтажных организациях в течение 8 недель. Для "студентов-металлистов" спецкурс был полностью передан на кафедру МК.

Для чтения лекций по "производственным" дисциплинам привлекались крупные профессионалы с производства: гл. конструктор НЗМК М. А. Диомидов, директор НЗМК И. И. Чернов (впоследствии один из руководителей "Главморстальконструкции"), один из ведущих специалистов страны в области монтажа стальных конструкций, управляющий Новосибирским филиалом ВНИПИ "Промстальконструкция" К. И. Лукьянов (впоследствии директор головного института "Промстальконструкция" в Москве) и другие. С середины 80-х годов вуз начал подготовку молодых специалистов для строительства тепловых и атомных электростанций (СТАЭС), в связи с этим на кафедре был разработан новый курс "Специальные металлические конструкции тепловых и атомных электростанций". После аварии на Чернобыльской АЭС интерес к этой специальности постепенно угасал, статус специальности СТАЭС был понижен до специализации СТЭС (строительство тепловых злектростанций), которая просуществовала до середины 90-х.

В 1995 г. учебные планы подверглись кардинальной переработке в связке переходом высшего образования на многоуровневую систему обучения. В соответствии с новым учебным планом все специализации до V курса были, к сожалению, отменены, не стало практики на заводах ЗМК на III курсе, инженерная практика сокращена, уменьшены лекционные часы.

Одним из важных этапов обучения является курсовое проектирование. На кафедре МиДК ему уделяется пристальное внимание, отслеживаются все его этапы, анализируются результаты и при необходимости вносятся коррективы. Проектирование ведется практически на всех факультетах и специальностях по дисциплинам "Металлические конструкции" и "Конструкции из дерева и пластмасс".

Два специальных курсовых проекта по МК ( для студентов, выполняющих дипломный проект по металлическим конструкциям )- большепролетные конструкции и монтаж металлических конструкций и один по конструкциям из дерева и пластмасс ( для студентов, выполняющих дипломный проект по деревянным конструкциям) предназначены для приобретения студентами практических навыков в проектировании, конструирование нестандартных или уникальных объектов , понимание работы сооружений, их геометрической неизменяемости, прочности и устойчивости отдельных элементов. В настоящее время все статические и динамические расчеты студентами IV-V курсов выполняются на ПК. Таким образом, к началу дипломного проектирования студенты уже имеют опыт проектирования стальных и деревянных конструкций.

Дипломное проектирование — заключительный этап обучения — характеризуется наибольшей самостоятельностью студента в работе и ярко выраженной творческой направленностью. Во все времена существования кафедры практиковался неизменный подход к дипломному проектированию — многовариантность, тщательная разработка конструктивно-компоновочных схем, детальная проработка узлов и элементов конструкций. В дипломных проектах большую долю составляют темы, выполняемые по заказам организаций. Дипломные проекты, выполненные на кафедре, неоднократно занимали призовые места на различных конкурсах. Защита дипломных проектов проходит перед Государственной аттестационной комиссией, председателями которой являются руководители крупных проектных или монтажных организаций.

Кафедра уделяет большое внимание учебно-методической работе, считая ее одной из главнейших составляющих учебного процесса. Особое место в этой работе отводится разработке и написанию методических указаний по выполнению лабораторных работ, курсовому и дипломному проектированию, а также учебных пособий по преподаваемым дисциплинам. За последние 30 лет преподаватели кафедры выпустили в свет более 90 различных методических указаний, программ, учебных пособий и учебников. Наиболее значимые среди них: "Пособие по проектированию усиления стальных конструкций (к СНиП П-23-81)", М: Стройиздат, 1989 г. - совместная разработка ведущих научных и проектных организаций страны (от кафедры соавторами были В. В. Бирюлев, И. И. Крылов, А. И. Репин и В. А. Чумаков); "Проектирование металлических конструкций. Специальный курс". В. В. Бирюлев, A. В. Сильвестров, И. И. Кошин, И. И. Крылов, Л.: Стройиздат, 1990 г.; "Металлические конструкции (вопросы и ответы)". В. В. Бирюлев, И. Н. Крылов, А. А. Кользеев, Л. И. Стороженко, М.: издательство Ассоциации строительных вузов, 1994 г., "Металлические конструкции". В. В. Горев, Г. И. Белый, И. И. Крылов, А. И. Репин и др., М.: "Высшая школа", 1998-2000 гг.; "Металлические конструкции в гидротех нике", И. И. Кошин и др., М.: ИАСВ, 2002 г.