Учебно-методическая работа
Учебная работа ( к истории вопроса)
Основное направление учебной деятельности кафедры русского языка - преподавание русского языка как иностранного для слушателей курсов русского языка и студентов НГАСУ.
Специфика учебной работы определяется зависимостью от запросов (требований) постоянно меняющегося контингента иностранных слушателей. Практически ежегодно разрабатываются новые курсы и корректируются уже существующие.
Языковая подготовка иностранных учащихся включает:
- практический курс занятий по русскому языку;
- введение в научный стиль речи по гуманитарному, экономическому и техническому профилям.
В рамках преподавания русского языка как иностранного существуют следующие аспекты (по всем разработаны программы):
- "Русский язык для начинающих", "Русский язык для продолжающих" краткосрочные (1-3 месяца) и долгосрочные (от 4-х месяцев до 3-х лет) курсы русского языка как иностранного,
- "Русский язык для деловых людей", "Русский язык для обиходно-бытового общения", "Русский язык для учителей русского языка в кружках и на курсах", "Русская литература", "История России", "Стилистика русского языка", "Практика перевода на русский язык",
- "Русский язык для будущих студентов нефилологических специальностей",
- "Русский язык для иностранных студентов, обучающихся в НГАСУ",
- "Русский язык для стажёров и аспирантов",
- "Русский язык для студентов из стран СНГ".
Практический курс русского языка
Обучение проводится по уровням владения русским языком как иностранным
- Элементарный уровень (русский язык для начинающих)
- Базовый уровень. Для тех, кто раньше изучал русский язык и хочет его усовершенствовать.
- Первый сертификационный уровень. Для тех, кто собирается стать студентом любого вуза РФ.
- Второй сертификационный уровень. Для тех, кто завершает обучение в вузе и планирует продолжить обучение в магистратуре.
Введение в научный стиль речи
Целью преподавания научного стиля речи является формирование у учащихся основ научного стиля речи, необходимого и достаточного для продолжения обучения в строительном вузе.
В рамках подготовки учащихся по научному стилю речи изучаются:
В рамках подготовки учащихся по научному стилю речи изучаются:
- грамматика (словообразование, морфология и синтаксис);
- лексика (математика, физика, химия, история искусств, экономика, обществознание, черчение и т.д.)
"НГАСУ (Сибстрин) включен в Российскую государственную систему тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. Центр тестирования создан на базе кафедры русского языка.
Тестирование ( ТРКИ ) проводится по базовому, первому (ТРКИ 1) и второму (ТРКИ 2) уровням владения русским языком как иностранным."
Важное направление в работе кафедры русского языка НГАСУ – преподавание дисциплин российским студентам. Для студентов-магистрантов всех специальностей читался курс «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения». Целью данного курса являются подготовка магистрантов к профессиональной речевой деятельности, развитие ораторских способностей (умения продуцировать монологические тексты и участвовать в диалогических ситуациях общения).
С 2011 года преподаватели кафедры ведут лекционно-практический курс «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех форм обучения. Цель дисциплины - повысить уровень практического владения русским литературным языком в разных сферах его функционирования, в письменной и устной его разновидностях.
С 2013 г. для аспирантов читается курс лекций "Риторика и научный стиль речи".
Методическая работа ( К ИСТОРИИ ВОПРОСА)
Методическая работа велась и ведётся по направлениям, которые обусловлены учебными курсами, составляющими учебную работу кафедры.
Русский язык как иностранный
- Создавались рабочие программы для всех аспектов преподавания РЯкИ.
- Разрабатывались технологические карты и календарные планы по семестрам (разные годы обучения).
- Постоянно проводилось тестирование (собеседование) со студентами, помогающее формированию групп.
- Составлялись сопроводительные фонетические курсы для различных групп учащихся (например, в 2002 г. - для вьетнамских слушателей подготовительного факультета).
В разные годы были подготовлены и использовались в учебном процессе:- словарь к лабораторным работам по химии;
- словарь к лабораторным работам по физике;
- пособие по русскому языку в помощь изучающим теоретическую механику;
- иллюстративные пособия к практическим занятиям ("Художественные музеи СССР", "Спорт в СССР", "Охрана биосферы в СССР", "Природа в СССР", "Москва", "Ленинград", "Лермонтов", "Гоголь", "Русское декоративно-прикладное искусство" и др.);
- пособие "Лингвострановедение. Декоративно-прикладное искусство народов СССР" (для студентов 1 курса всех специальностей);
- методические указания по русскому языку для иностранных студентов 1-2 курсов по местному краеведению (составители С.И. Рудяк, Т.Н. Апсит, О.А. Сивко, И.Ю. Миронюк, Н.Н. Власенкова, Н.Е. Есауленко);
- учебные задания к "Северной повести" К. Паустовского для студентов 2 курса (составитель И.Ю. Миронюк);
- пособие по русскому языку в помощь изучающим политэкономию (составитель Т.Н. Апсит);
- самостоятельные и контрольные работы для слушателей и студентов-иностранцев;
разработки консультативных занятий для преподавателей по грамматике ("Порядок слов", "Причастие", "Залог" и др.)
- Приобретены таблицы (напр., "Глаголы движения", "Русские падежи"), диафильмы, слайды, учебные видеофильмы. Ко всем АВСО создавались методические разработки (например: к слайдам "Большой театр СССР", к фильмам "Останкино", "Размышления о городе", "Ирония судьбы", "Глагол" и др.);
- Подготовлены и изданы в МОП вуза методические указания по русскому языку в помощь иностранным слушателям и студентам (список прилагается);
- Постоянно проводились методические семинары по различным вопросам преподавания русского языка как иностранного;
- Преподаватели принимали участие в методических конференциях, проводимых вузами города, выступали с докладами на заседаниях горметодобъединения преподавателей русского языка как иностранного.
Русский язык для слушателей и студентов из республик СНГ
- Разрабатывались рабочие программы и календарные планы по семестрам.
- Разрабатывался и постоянно обновлялся курс практических занятий по работе со слушателями и студентами из республик СНГ (ПО, дневной, вечерний и заочный факультеты).
- Приобретались учебные пособия и учебники для работы со студентами национальных групп.
Русская и зарубежная литература (К ИСТОРИИ ВОПРОСА)
- Разработаны и прочитаны студентам курсы лекций, по своей сути являющиеся авторскими:
- "Русская литература 18-19 вв." (Т.Н. Апсит),
- "Шедевры русской литературы 19-20 вв." (Т.Л. Седлецкая, Е.В. Фролова),
- "Шедевры мировой литературы" (Е.В. Фролова),
- "Литература русского зарубежья" (Е.В. Фролова),
- "Нравственные проблемы в произведениях Ф.М. Достоевского" (Г.Н.Якушева),
- "Развитие фантастического начала в русской литературе 19-20 вв." (Н.А.Жданова).
- Преподаватели принимали участие в методических конференциях по вопросам организации и ведения элективных курсов.
Основы культуры речи. Риторика
- Разработаны лекционные курсы "Основы культуры речи" (для студентов 1 и 3 курсов), "Культура речи" (для магистров), "Риторика" (для магистров), "Русский язык. Культура речи" (для социологов).
- Проводился методический семинар по проблемам преподавания основ культуры речи.
- Подготовлены и изданы методические указания для студентов, изучающих основы культуры речи (см. список методических трудов кафедры).
- Разработаны лекции и практические занятия спецкурса "Стилистика русского литературного языка" для 7-9 семестров (для иностранных студентов).
Экзамен по русскому языку и литературе для поступающих в университет
- Разработаны рабочие программы по русскому языку и литературе на ПО и подготовительных курсах.
- Подготовлен в 2000-2002 гг. обновлённый курс лекций и практических занятий по литературе на ПО с тематикой проблемного характера, с включением проблемных заданий для слушателей; ведётся постоянный поиск новых форм работы.
- Разработан в 2002-2003 гг. курс практических занятий по русскому языку для слушателей ПО с включением заданий по культуре речи и практической стилистике.
- Подготовлены сменные стенды "Учимся писать сочинение на свободную тему", "Готовимся к экзамену".
- Проводился методический семинар для преподавателей, работающих на ПО.
- Разработано "Положение о проведении Олимпиады по русскому языку для абитуриентов, поступающих в НГАСУ".
- Разработана система тестовых заданий и учёта ошибок при проверке их преподавателем; разработана и введена балловая система учёта знаний абитуриентов.
- Ведётся ежегодная подготовка экзаменационных материалов, тестовых заданий для вступительного экзамена по русскому языку и литературе, обновление тестовых заданий
- Проводится семинар для преподавателей по подготовке к участию в приёме вступительного экзамена по русскому языку и литературе.
- Подготовлено к печати и издано несколько методических указаний и пособий для абитуриентов, поступающих в НИСИ - НГАСУ (см. список методических трудов кафедры).
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
*17 февраля 2021г. в НГАСУ (Сибстрин ) прошел Международный научно-методический семинар по программе "Современные технологии преподавания иностранных языков и русского как иностранного".
В Международном семинаре приняли участие представители трех университетов - университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Нур-Султан, Казахстан), НГТУ (Новосибирск, Россия), НГАСУ (Сбстрин) (Новосибирск, Россия). Семинар состоялся на базе нашего университета. Преподаватели кафедр иностранных языков и кафедры русского языка, методисты и аспиранты обсудили актуальные вопросы преподавания языков в современных условиях.
*Международный научно-методический семинар
«Современные технологии преподавания иностранных языков и русского как иностранного» прошел в НГАСУ (Сибстрин) 22 января 2020 года
Учиться любят не только студенты, но и преподаватели. Обсудить свои профессиональные проблемы, поделиться методиками, технологиями, наработками в области преподавания иностранных языков собрались в НГАСУ (Сибстрин) сотрудники кафедры иностранных языков, кафедры русского языка, преподаватели специальных предметов, которые будут читать свои лекции на английском языке. Международный научно-практический семинар проводился совместно с Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова (Павлодар, Казахстан). Были приглашены также филологи из НГТУ, РАНХиГС.
Это был первый опыт подобного семинара, когда присутствующие слушали лекцию из Павлодара online, обменивались мнениями с докладчиком, задавали вопросы, а потом уже в аудитории продолжили свою работу, познакомившись с докладами представителей НГТУ и РАНХиГС.
Международный семинар был организован заведующей кафедрой иностранных языков и кафедрой русского языка, доцентом, кандидатом филологических наук Р.С. Сатретдиновой и доцентом кафедры иностранных языков, кандидатом педагогических наук И.М. Макарихиной. Большую организационную, техническую помощь в подготовке и проведении мероприятия оказали директор ИДО НГАСУ (Сибстрин) Наталья Сергеевна Дереповская и главный редактор официального сайта НГАСУ (Сибстрин) Дмитрий Геннадьевич Воротников, за что им отдельная благодарность.
Участников семинара приветствовала его организатор доцент Р.С. Сатретдинова, напомнившая о важности внедрения современных технологий в образовательную среду, о необходимости творческого подхода в обучении языкам, о том, что многие лекции сегодня в ведущих университетах читаются на английском языке, внедряется такая практика и у нас. Ведущая семинара представила первого докладчика – Каирбаеву Акмарал Канатбековну, кандидата педагогических наук ПГУ им. С. Торайгырова (Павлодар, Казахстан), которая является директором Департамента стратегии, менеджмента качества и международного сотрудничества. А.К. Каирбаева на английском языке прочитала доклад «Коммуникативные технологии презентации материалов лекций на иностранном языке», лекция прошла в режиме online, транслировалась из Павлодара. Аудитория с интересом прослушала актуальную информацию, сопровождавшуюся презентацией на английском языке. Опытный лектор рассказала о комбинированном обучении, которое становится востребованным во всем мире, об особенностях восприятия современных студентов, об актуальных образовательных трендах, о новых педагогических, психологических и технологических задачах, проблемах и решениях. Лекция была очень объемной, насыщенной и полезной для преподавателей иностранных языков, которые все больше обращаются к сочетанию образования аудиторного с образованием online, поскольку дистанционное обучение стремительно развивается во всем мире.
Закономерным продолжением разговора о дистанционном образовании стал доклад авторитетного ученого, директора Ресурсно-методического центра ИДО НГТУ, доктора педагогических наук Марины Анатольевны Бовтенко. Лекция по теме «Разработка и лингвометодическая оценка электронных интерактивных учебных заданий по иностранным языкам» была посвящена ресурсам, разработкам, тестам и заданиям, связанным с электронной образовательной средой. Ведущий эксперт в сфере online-образования познакомила собравшихся с минусами и плюсами различных образовательных ресурсов в интернете. Были подробно проанализированы различные виды заданий, возможности интерактивного обучения. Присутствующим было очень важно обменяться опытом работы в области электронного образования, поскольку кафедра русского языка активно использует наш вузовский ресурс Moodle в преподавании курса «Русский язык и культура речи», разрабатывает материалы online для изучения русского языка как иностранного. Лектор из НГТУ подчеркнула, что преподаватели иностранных языков обязательно должны использовать электронные ресурсы, внедрять их в жизнь, давать студентам больше творческих и самостоятельных заданий.
Именно о творческой составляющей современного образования говорила в своем докладе и старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарного факультета НГТУ Майя Андреевна Морозова. В большом и подробном сообщении на тему «Видеопроекты в системе учебных заданий по иностранным языкам» было рассказано о том, как творчески может строится обучение немецкому языку, когда ребята изучают не только грамматику и лексику, но и выполняют учебные творческие задания на немецком языке: создают афиши, презентации, игровое и неигровое видео, которые могут выкладывать в интернете. Предложенное направление соединения аудиторной работы с электронными ресурсами, с техническими и творческими задачами, было встречено с огромным интересом, потому что демонстрировало практические возможности реализации смешанного обучения.
Своими наработками в сфере работы с иностранными учащимися поделилась представитель другого вуза – РАНХиГС. Директор Центра русского языка для иностранных студентов РАНХиГС, кандидат педагогических наук Светлана Сергеевна Лопатина рассказала о работе новой структура. Ее сообщение называлось «Центр русского языка Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ как средство социокультурной адаптации иностранных студентов». Она рассказала, что за два года проделана большая работа по адаптации и подготовке иностранных студентов, ведутся занятия по РКИ, проводятся различные конференции, конкурсы, вебинары, олимпиады для иностранных школьников, абитуриентов и студентов. Сейчас в этом вузе учатся 92 иностранных студента из пяти стран. Докладчик подчеркнула, что будущих иностранных студентов вуз принципиально отбирает только качественных – победителей олимпиад и конкурсов по русскому языку в Китае, Монголии, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии. Существуют бесплатные и платные места для иностранных студентов, но всех принимают и обучают творчески, применяя разнообразные современные методы. Конечно, присутствующим было о чем поговорить.
Кафедра русского языка НГАСУ (Сибстрин) уже более 40 лет работает с иностранными студентами, в вузе обучались представители 64 стран. Наша кафедра издает учебные пособия по РКИ, создает электронный ресурс, проводит внеаудиторные и аудиторные занятия, много делает для адаптации иностранных студентов к российским реалиям. Отдельная сложная и уникальная работа преподавателей кафедры русского языка НГАСУ (Сибстрин) – обучение иностранных бакалавров и магистрантов научному стилю речи, языковая поддержка иностранцев на всех этапах обучения в вузе. Студенты чувствуют эту заботу и отвечают хорошей учебой, новыми достижениями в студенческой жизни.
В конце Международного научно-методического семинара состоялся обмен мнениями, были подведены итоги. Многие отметили, что подобные встречи необходимы преподавателям иностранных языков, что формат и состав семинара можно расширять и усложнять, что очень полезно слушать лекции на английском языке и узнавать о новых наработках коллег и о мировых тенденциях в образовании. Спасибо всем участникам и организаторам актуального мероприятия!
Материал подготовлен кафедрой русского языка
Список основных методических указаний и пособий за 2018 год
Учебники и учебные пособия |
|
|
№ п/п |
Авторы (в алфавитном порядке) |
Название
|
1 |
Григорьева М.А., Жигалкина Е.В., Сатретдинова Р.С., Седлецкая Т.Л. |
Русский язык (элементарный уровень) – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2018. – 140 с. |
2 |
Фролова Е.В. |
Основы публичного выступления: Учебное пособие – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2018. – 120 с. |
ОТЧЕТ
о научно- исследовательской деятельности
кафедры ______ русского языка___
за 2018 год
1. ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТНЫХ НИР
1.2. Темы НИР, включенные в Темплан НГАСУ 2018 года
1. Инновационные методы обучения русскому языку как иностранному
1. Сатретдинова Р.С. канд. филол. наук, доцент;
2. Григорьева М.А. канд. пед. наук, доцент;
3. Жигалкина Е.В. ст. преп.,
4. Седлецкая Т.Л. ст. преп.;
5. Волохина В.П. ст. преп.
2. Формирование коммуникативной компетенции бакалавров технического вуза
1. Фролова Е.В. канд. филол. наук, доцент;
2. Григорьева М.А. канд. пед. наук, доцент;
3. Абросимова А.В. ст. преп.
3. Превербы и их функциональные соответствия в сибирском говоре вепсского языка
1. Кошкарева Н.Б. д-р. филол. наук профессор НГУ;
2. Иванова Г.П., канд.филол.наук доцент.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КАФЕДРОЙ НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
( кроме ежегодной научно-технической конференции НГАСУ (Сибстрин))
№№ п/п Название научного мероприятия Статус Сроки проведения
1. «Типология функционально-семантических единиц речи в обу-чении РКИ» «Современный учебник по РКИ для продвинутого этапа обучения» Межвузовский семи-нар совместно с изда-тельством «Златоуст» и Санкт-Петербургским госу-дарственным универ-ситетом
с 13 по 15 сентября 2018 года
2. «Актуальные вопросы методики преподавания русского языка» Научный кафедраль-ный семинар ППС
1 раз в 2 месяца
Список основных методических указаний и пособий за 2015 - 2016 гг.
1. Рудяк С.И. Готовимся к государственному тестированию по русскому языку ( I сертификационный уровень): методические указания для иностранных учащихся. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). - 2015. - 32 с.
2. Григорьева М.А., Жигалкина Е.В. Рабочая тетрадь по русскому языку: методические указания для иностранных учащихся (Элементарный уровень). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). - 2015. - 112 с.
3. Рудяк С.И. Седлецкая Т. Л. Готовимся к комплексному экзамену: методичкские указания для иностранных учащихся. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). - 2016. - 60 с.
4. Рудяк С.И. Седлецкая Т. Л. Готовимся к государственному тестированию по русскому языку ( II сертификационный уровень): методические указания для иностранных учащихся. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). - 2016. - 32 с.
5. Григорьева М.А. Пособие по русскому языку для поступающих в НГАСУ (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). - 2016. - 80 с.
№ |
Год издания |
Список основных указаний и пособий, изданных кафедрой |
Авторы |
Кол-во страниц |
1. |
1986 |
МУ по русскому языку к изучению текстов по страноведению учебника Г.Г. Городиловой |
И.Ю. Миронюк, С.И. Рудяк |
16 |
2. |
1986 |
Лабораторные работы по русскому языку для студентов-иностранцев технических вузов (на материале текстов по высшей математике) |
А.Ф. Фефелов (редактор Е.М. Эмих) |
30 |
3. |
1987 |
Как писать сочинение по литературе. МУ для подготовки к вступительному экзамену по литературе для абитуриентов НИСИ |
Н.А. Жданова |
26 |
4. |
1990 |
Развитие навыков устной речи. МУ для иностранных студентов I и II курсов |
Н.Н. Власенкова, Н.А. Жданова, Н.В. Лукашина, И.Ю. Миронюк, Н.Е. Ревякина |
32 |
5. |
1992 |
МУ по русскому языку для развития устной речи (начальный этап), часть I |
Т.Н. Апсит, Н.Н. Власенкова, И.Ю. Миронюк, С.И. Рудяк |
36 |
6. |
1992 |
МУ по русскому языку для развития устной речи (начальный этап), часть II |
С.И. Рудяк, И.Ю. Миронюк, Н.В. Лукашина |
35 |
7. |
1992 |
МУ по русскому языку для развития устной речи (продвинутый этап) |
Т.Н. Апсит, Н.Н. Власенкова, И.Ю. Миронюк |
40 |
8. |
1993 |
МУ по русскому языку для развития устной речи (начальный этап), часть III |
Н.В. Лукашина, А.Ю. Семёнова, Н.В. Есауленко |
23 |
9. |
1993 |
Русский язык для деловых людей. МУ для иностранных учащихся |
А.В. Булатов, Н.В. Лукашина, И.Ю. Миронюк, О.А. Новосёлова |
36 |
10. |
1994 |
Русский язык. Деловое общение. МУ для иностранных учащихся |
О.А. Новосёлова |
40 |
11. |
1995 |
Русский язык. Экономическая теория. МУ для иностранных студентов специальности 5215 <Менеджмент> |
Л.В. Давыдова, В.З. Баликоев |
32 |
12. |
1996 |
Лингвострановедение. МУ для иностранных студентов I курса всех специальностей |
С.И. Рудяк |
37 |
13. |
1996 |
Русский язык. Макроэкономика. МУ для иностранных студентов специальности 5215 <Менеджмент> |
Л.В. Давыдова, В.З. Баликоев |
36 |
14. |
1997 |
Лингвострановедение (декоративно-при-кладное искусство). МУ для иностранных студентов I курса всех специальностей |
С.И. Рудяк |
38 |
15. |
1998 |
Русский язык. Маркетинг. МУ для иностранных студентов специальности 5215 <Менеджмент> |
Н.А. Жданова |
32 |
16. |
1998 |
Русский язык. МУ для поступающих в НГАСУ |
Г.Н. Якушева |
16 |
17. |
1998 |
Русский язык. Основы культуры речи. МУ для студентов I курсов всех специальностей |
О.А. Новосёлова, С.И. Рудяк, Л.В. Давыдова |
29 |
18. |
2002 |
Русский язык. МУ на материале текстов по истории России для иностранных студентов I курса |
Т.Л. Седлецкая |
36 |
19. |
2002 |
Русский язык. Аудирование. МУ для иностранных слушателей (начальный этап) |
Е.В. Фролова |
64 |
20. |
2002 |
Русский язык и литература. Пособие для поступающих в НГАСУ |
С.И. Рудяк, Н.А. Жданова, ТЛ. Седлецкая, З.А. Фоминых, Т.В. Чалкина |
132 |
21 |
2003 |
Методические указания по русскому языку для иностранных студентов, изучающих культурологию |
В.Я. Кузнецова |
50 |
22. |
2003 |
Теоретическая механика (статика). Русский язык. Методические указания по теоретической механике и русскому языку для иностранных студентов 1-го курса. |
В.Я. Рудяк, С.И. Рудяк |
80 с. |
23. |
2003 |
Современная риторика для нефилологов. Методические указания. Часть I. |
Е.В. Фролова. |
36 с. |
24. |
2004 |
Современная риторика для нефилологов. Методические указания. Часть II. |
Е.В. Фролова. |
40 с. |
25. |
2004 |
Методические указания по русскому языку для иностранных студентов на материале текстов по философии |
Р.С. Сатрединова. Т.Л. Седлецкая. |
56 с. |
26. |
2005 |
Русский язык. Научный стиль речи (черчение и геометрия). Методические указания для иностранных слушателей подготовительного факультета. |
Н.А. Жданова. |
56 с. |
27. |
2005 |
Русский язык. Научный стиль речи (химия). Методические указания для иностранных студентов 1 курса. |
Т.Л. Седлецкая. |
48 с. |
28. |
2006 |
Вводно-фонетический курс. Методические указания. |
Е.В. Жигалкина, Р.С. Сатретдинова. |
80с. |
29. |
2007 |
Уроки русского: учебное пособие для иностранцев по развитию речи / под ред. С.И. Рудяк. |
И.Г. Борисова, Н.А. Жданова, Е.В. Жигалкина, Е.И. Ибрагимова, Г.П. Иванова, В.Я. Кузнецова, Е.А. Масолова, С.И. Рудяк, Р.С. Сатретдинова, Т.Л. Седлецкая, Е.В. Фролова. |
184с. |
30. |
2009 |
Пособие: "Повторяем русский язык. Готовимся к ЕГЭ: учебное пособие для слушателей подготовительных курсов
|
С.И. Рудяк, Т.Л. Седлецкая, З.А. Фоминых, Е.В. Фролова ; |
100с. |
31. |
2010 |
для иностранных студентов 1-2 курсов 32.2010 «Наш университет». Методические указания для иностранных учащихся (элементарный уровень) Абросимова А.В. 80с. |
Р.С. Сатретдинова |
76с.
|
33. |
2011 |
Методические указания по русскому языку на основе текстов по обществознанию: учебное пособие для иностранных учащихся подготовительного факультета |
Т.Л. Седлецкая |
60с. |
33. |
2011 |
«Готовимся изучать экономику»: методические указания по русскому языку на материале текстов по экономике для иностранных слушателей подготовительного факультета |
Н.А. Жданова |
60с. |