Об обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации

Акцентируем ваше внимание, что обучающиеся, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, должны получать образование как слышащие сверстники. Итоговой оценкой эффективности высокотехнологичной помощи лицам, перенесшим операцию имплантации, является их переход на естественное развитие коммуникации и речи (поведение в быту как слышащий, освоение речи как слышащий субъект взаимодействия со слышащим окружением).

Начиная с 2015 года Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет ежегодный мониторинг количества детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, обучающихся в образовательных организациях.

По данным мониторинга на 1 сентября 2017/2018 учебного года численность детей дошкольного возраста, перенесших операцию кохлеарной имплантации, составляет 1614 детей; школьного возраста - 2369 человек.

При этом всем детям дошкольного возраста организована психолого-педагогическая реабилитация и обучения или в отдельных дошкольных образовательных организациях или в специализированных группах для детей с нарушением слуха (глухие слабослышащие).

Детям школьного возраста помимо образования в отдельных классах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями слуха, также организовано инклюзивное образование (1122 ребенка, что на 122 ребенка больше, чем 2016/2017 учебном году 10, 87%).

Также в рамках мониторинга выявлены наиболее эффективные модели организации психолого-педагогической реабилитации обучающимся, перенесшим операцию кохлеарной имплантации,
их семьям. Рекомендуем ознакомится с опытом работы Ростовской области в данном направлении.

Так, например, для организации послеоперационной психолого-педагогической реабилитации, обеспечения научно-исследовательской, инновационной и методической работы по сопровождению кохлеарно имплантированных детей в Ростовской области создан и функционирует Ресурсный центр по сопровождению детей после кохлеарной имплантации.

Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с научными, медицинскими учреждениями города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Заключены договоры о сотрудничестве с ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", ФГБОУ ВО "Донской государственный
технический университет".

Основными задачами Ресурсного центра являются:

  • оказание корреционно-педагогической помощи кохлеарно имплантированным детям, обучающимся в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения, общеобразовательного учреждения инклюзивно, семейного образования и семейного воспитания;
  • ведение инновационной и проектной деятельности;
  • консультирование педагогов, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам воспитания и обучения детей после кохлеарной имплантации;
  • создание единой базы данных кохлеарно имплантированных детей;
  • обеспечение информационной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи кохлеарно имплантированного ребенка.

Программа ресурсного центра предусматривает реализацию как групповых и индивидуальных коррекционных и развивающих занятий для детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, так и мероприятий, повышающих компетентность педагогов по вопросу организации обучения и воспитания лиц, перенесших операцию кохлеарной имплантации.

В Ростовской области для успешной реабилитации детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, создана система психолого-педагогической помощи, их семьям с учетом межведоственного взаимодействия и методической поддержки образовательных органиаций, в которых получают образования обучающиеся.

Модель органиации психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим кохлеарную имплантацию, их семьям в Ростовской области включает:

  • Ресурсный центр на базе ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат No48":
  • ГКОУ РО"Ростовский областной центр образования неслышаших учащихся";
  • ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат No48";
  • ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат";
  • ГКОУ РО "Тагонрогская школа No1";
  • Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций, Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.

В целях развития личности и социальной адаптации дети с кохлеарной имплантацией также осваивают программы дополнительного образования различной направленности принимают участие и получают
призы в творческих конкурсах, фестивалях, акциях, выставках, сурдологических олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней.